Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ

Александр Васильев:                                         
“У меня не было альтернативы.                     
Я попал в театр, когда мне исполнился год”

Цикл “Дуновение века”, снятый по книге Александра Васильева “Красота в изгнании”, появился наконец на канале “Культура”.
У нас Александра Васильева кто в шутку, кто всерьез часто называют “самым известным русским за границей”. Французское телевидение присудило ему звание “самый экстравагантный парижанин”. Во многих странах мира – от Америки до Японии – Васильева знают как историка костюма, театрального художника, теоретика моды. “Многие думают, что мне лет шестьдесят, когда узнают мой послужной список”. Даже награды имеет – за вклад в искусство Васильев удостоен почетной Дягилевской медали. Со всем многообразием его деятельности вы можете ознакомиться на сайте www.vassiliev.com,  а здесь прочитать лишь выдержки из нашей беседы.

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА; КОРОЛЕВСКИЙ БАЛЕТ ФЛАНДРИИ

– Вы из известной театральной семьи: папа – художник, мама – драматическая актриса. Скажите, любовь к театру передается по наследству?
– Нет, часто дети из театральных семей, наоборот, идут куда угодно, только не в театр. Но вот что точно передается по наследству – это любовь к искусству. Передо мной родители никогда не ставили альтернативы. Они меня привели в театр, когда мне исполнился год от роду. И я не подозревал, что другие профессии вообще существуют.
– А взбунтоваться никогда не хотелось?
– Когда я жил в России, мне приходилось бороться с другим – с тем, что преемственность здесь презиралась. То, что называется династией, считалось блатом. Долгие годы я то и дело слышал: за тебя нарисовал папа, тебя “поступила” в институт мама. Когда я уехал за границу, я оказался предоставленным самому себе. При всей широкой известности моего отца – народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств, секретаря Союза художников по театральной секции Александра Павловича Васильева, за границей его не знали. Как, впрочем, не знают по-настоящему из русского искусства никого, кроме Дягилева.
– А что для вас значат традиции “Мира искусства”?
– Приехав во Францию, я работал ассистентом Ростислава Мстиславовича Добужинского – сына знаменитого мирискусника, который недавно скончался в возрасте ста лет. Я был знаком со знаменитым Эрте – создателем костюмов и декоратором 20–30-х годов. Мне посчастливилось застать последнего мирискусника Дмитрия Дмитриевича Бушенова. Из общения с этими людьми вырос мой интерес. В России о “Мире искусства” знали, но не особенно к этому стремились. Я не скажу, что сейчас стали стремиться. Но благодаря усилиям Дягилева «Мир искусства» стал очень известен за границей. Мне очень приятно, что меня считают последователем “Мира искусства”. Мне очень близки их традиции в работе над театральным костюмом: в красках и изучении эпох. Они были большими знатоками прошлого, а так как я стал собирать старинные костюмы и аксессуары, то моя профессия и мое хобби слились воедино.
– Я знаю, что свой первый “профессиональный” спектакль “Волшебник Изумрудного города” вы сделали в 12 лет. А когда появился первый экспонат в вашей коллекции?
– Да гораздо раньше. Одной из первых книг, которую я прочитал, была “История костюма” Марии Николаевны Мерцаловой, впоследствии ставшей моим учителем. Я начал собирать старинные вещи. Сначала на помойках. Именно там была найдена первая икона – Николая Чудотворца. В начале 70-х все выкидывали. А сколько было уничтожено. Шло целенаправленное истребление прошлого.
Я продолжаю собирать коллекцию, в ней сейчас больше трех тысяч предметов: костюмы и аксессуары XVIII, XIX, ХХ веков. И мечтаю создать институт костюма.
– Давайте остановимся на вашей педагогической деятельности.
– Я очень люблю преподавать. С первых лекций в ВТО – Всероссийском театральном обществе. А с 1982 года, переехав во Францию, я стал читать лекции в различных университетах дизайна по всему миру.
– В 1998 году вышла ваша книга “Красота в изгнании” и сразу стала бестселлером. Собирая материал, вы переосмыслили историю нашей страны?
– Конечно. Ведь мода – зеркало истории. Сейчас я готовлю новую книгу, где это переосмысление продолжается, – “150 лет русской моды в фотографиях”. Здесь я хочу проследить, как изменились вкус, типаж и образ русских людей с 1850 года, когда появилась фотография, и по сей день.
– И как же?
– Старые русские отличались от советского человека, как римляне от гуннов. Это другая нация, все другое: форма лица, взгляд, посадка головы, осанка, форма рук, размер ноги.
До 17-го года Россия была очень элегантная страна. В Париже – столице мировой моды – лучшими клиентами считались русские. Сейчас тоже, но по-другому. Как курьез приведу пример: 80 процентов продаж Дома Кристиана Диора в Нью-Йорке приходится за счет русских покупателей. Но это не от элегантности, а из-за несметного богатства.
– Но все-таки, прожив 20 лет за границей, вы себя считаете русским художником?
– Зная судьбы многих эмигрантов, я вам вот что скажу: русского человека можно изгнать из России, но Россию из него – никогда.

Беседовала
Наталья АФАНАСЬЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru