КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Александр Васильев:
“У меня не было альтернативы.
Я попал в театр, когда мне исполнился год”
Цикл “Дуновение века”, снятый по книге
Александра Васильева “Красота в изгнании”,
появился наконец на канале “Культура”.
У нас Александра Васильева кто в шутку, кто
всерьез часто называют “самым известным русским
за границей”. Французское телевидение присудило
ему звание “самый экстравагантный парижанин”.
Во многих странах мира – от Америки до Японии –
Васильева знают как историка костюма,
театрального художника, теоретика моды. “Многие
думают, что мне лет шестьдесят, когда узнают мой
послужной список”. Даже награды имеет – за вклад
в искусство Васильев удостоен почетной
Дягилевской медали. Со всем многообразием его
деятельности вы можете ознакомиться на сайте www.vassiliev.com, а здесь
прочитать лишь выдержки из нашей беседы.
– Вы из известной театральной
семьи: папа – художник, мама – драматическая
актриса. Скажите, любовь к театру передается по
наследству?
– Нет, часто дети из театральных семей, наоборот,
идут куда угодно, только не в театр. Но вот что
точно передается по наследству – это любовь к
искусству. Передо мной родители никогда не
ставили альтернативы. Они меня привели в театр,
когда мне исполнился год от роду. И я не
подозревал, что другие профессии вообще
существуют.
– А взбунтоваться никогда не хотелось?
– Когда я жил в России, мне приходилось бороться
с другим – с тем, что преемственность здесь
презиралась. То, что называется династией,
считалось блатом. Долгие годы я то и дело слышал:
за тебя нарисовал папа, тебя “поступила” в
институт мама. Когда я уехал за границу, я
оказался предоставленным самому себе. При всей
широкой известности моего отца – народного
художника РСФСР, члена-корреспондента Академии
художеств, секретаря Союза художников по
театральной секции Александра Павловича
Васильева, за границей его не знали. Как, впрочем,
не знают по-настоящему из русского искусства
никого, кроме Дягилева.
– А что для вас значат традиции “Мира
искусства”?
– Приехав во Францию, я работал ассистентом
Ростислава Мстиславовича Добужинского – сына
знаменитого мирискусника, который недавно
скончался в возрасте ста лет. Я был знаком со
знаменитым Эрте – создателем костюмов и
декоратором 20–30-х годов. Мне посчастливилось
застать последнего мирискусника Дмитрия
Дмитриевича Бушенова. Из общения с этими людьми
вырос мой интерес. В России о “Мире искусства”
знали, но не особенно к этому стремились. Я не
скажу, что сейчас стали стремиться. Но благодаря
усилиям Дягилева «Мир искусства» стал очень
известен за границей. Мне очень приятно, что меня
считают последователем “Мира искусства”. Мне
очень близки их традиции в работе над
театральным костюмом: в красках и изучении эпох.
Они были большими знатоками прошлого, а так как я
стал собирать старинные костюмы и аксессуары, то
моя профессия и мое хобби слились воедино.
– Я знаю, что свой первый
“профессиональный” спектакль “Волшебник
Изумрудного города” вы сделали в 12 лет. А когда
появился первый экспонат в вашей коллекции?
– Да гораздо раньше. Одной из первых книг,
которую я прочитал, была “История костюма”
Марии Николаевны Мерцаловой, впоследствии
ставшей моим учителем. Я начал собирать
старинные вещи. Сначала на помойках. Именно там
была найдена первая икона – Николая Чудотворца.
В начале 70-х все выкидывали. А сколько было
уничтожено. Шло целенаправленное истребление
прошлого.
Я продолжаю собирать коллекцию, в ней сейчас
больше трех тысяч предметов: костюмы и
аксессуары XVIII, XIX, ХХ веков. И мечтаю создать
институт костюма.
– Давайте остановимся на вашей
педагогической деятельности.
– Я очень люблю преподавать. С первых лекций в
ВТО – Всероссийском театральном обществе. А с 1982
года, переехав во Францию, я стал читать лекции в
различных университетах дизайна по всему миру.
– В 1998 году вышла ваша книга “Красота в
изгнании” и сразу стала бестселлером. Собирая
материал, вы переосмыслили историю нашей страны?
– Конечно. Ведь мода – зеркало истории. Сейчас я
готовлю новую книгу, где это переосмысление
продолжается, – “150 лет русской моды в
фотографиях”. Здесь я хочу проследить, как
изменились вкус, типаж и образ русских людей с 1850
года, когда появилась фотография, и по сей день.
– И как же?
– Старые русские отличались от советского
человека, как римляне от гуннов. Это другая нация,
все другое: форма лица, взгляд, посадка головы,
осанка, форма рук, размер ноги.
До 17-го года Россия была очень элегантная страна.
В Париже – столице мировой моды – лучшими
клиентами считались русские. Сейчас тоже, но
по-другому. Как курьез приведу пример: 80
процентов продаж Дома Кристиана Диора в
Нью-Йорке приходится за счет русских
покупателей. Но это не от элегантности, а из-за
несметного богатства.
– Но все-таки, прожив 20 лет за границей, вы
себя считаете русским художником?
– Зная судьбы многих эмигрантов, я вам вот что
скажу: русского человека можно изгнать из России,
но Россию из него – никогда.
Беседовала
Наталья АФАНАСЬЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|