Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА

Без страха и уговора

Чья жизнь – настоящая?

Мы часто относимся с подозрением к чужой, не похожей на нашу, жизни. К культуре других стран, других религий. К привычкам слишком бедных или слишком богатых людей. Словом, ко всему, что отличается от нашей “золотой середины”. И разумеется, это недоверие распространяется на наших собственных детей. На детей в первую очередь! Ведь не чужие же люди, стало быть, должны зависеть от наших привычек и вкусов, соответствовать нашим требованиям! Если что-то может произвести на ребенка слишком сильное впечатление, это “что-то” сразу кажется подозрительным. Такая простейшая психологическая установка, очевидно, нелепа, но абсолютно неискоренима. И только здесь все “проблемы” толкиенизма, над которыми сломано множество журналистских перьев, над которыми размышляют день и ночь авторитетные психологи. Для детей же никаких проблем нет. Толкиенисты не секта, не система, не группа бунтарей. Толкиенисты – это иная стилистика жизни, стилистика, где нет места нашим ценностям. Во все эпохи ХХ века такая альтернативная стилистика существовала, только называлась по-разному: стиляги, хиппи, панки... Но в советскую эпоху, как говорится, “среда давила человека”, и противостояние давлению социума в сущности было азартной игрой. А когда многое стало разрешено, давление ослабло, естественно, что для игры понадобилось отдельное обоснование. И великолепная книга Толкиена, изданная и прочитанная тысячами подростков как раз в начале 90-х годов, оказалась прекрасным поводом для новой большой игры.
Игру эту называют “ролевой”, но подобное определение не отражает ее сути. Дело совсем не в театральности, не в том, что человек притворяется кем-то другим, живет в придуманном мире. Это скорее атрибутика. Главное в играх толкиенистов – возможность найти единомышленников вне системы обывательских ценностей. Возможность “жить и не зависеть от общества”. Сколько бы ни говорилось, что это невозможно, что эта независимость иллюзорна, постараемся понять: это только наш взгляд на вещи. Зависимость всегда рождается в результате договора, гласного или негласного: “Я соответствую тому-то и тому-то, а за это получу то-то и то-то”. Например – помогаю родителям, отлично учусь и пользуюсь расположением в своей семье. Мы заранее этот договор подписываем. Но подписывают ли его наши дети? И нужен ли им на самом деле этот договор? Им самим, в конце концов, решать, стоит ли менять свободу на костюм клерка, страсть к путешествиям – на гарантированный кусок хлеба. И игры толкиенистов в какой-то мере учат выбирать. Они показывают, что можно жить иначе, по-другому.
Да, со стороны это выглядит более чем странно: великовозрастные лбы играют в прятки с переодеванием, делают мечи и кольчуги, изобретают сценарии будущих битв... Но на самом деле они не просто играют, а наслаждаются опытом объединения людей на непрагматических основаниях. То есть помимо общих корыстных интересов. Опыта подобного объединения в нашей взрослой жизни совсем не много: только религия, война и футбол. Выглядит это перечисление несколько неприлично, не так ли? Так почему же толкиенисты кажутся нам странными? С некоторой точки зрения куда страннее наша собственная жизнь.
Все попытки “вылечить” от толкиенизма, занять ребенка чем-то более стандартным – ядовитое лекарство для здорового организма. Они не уходят от реальности, они ее создают. А это не одно и то же. Игра учит тому, чему не могут научить ни школа, ни институт, ни общество. Она учит свободе. Мы искренне полагаем, будто эта игра отвлекает от “настоящей” жизни, но какую жизнь мы считаем настоящей? Ту, где человек чувствует ответственность за других? Увы! Быть ответственным за других (или изображать эту ответственность, потому что порой очень трудно отличить искренность от послушания) не так уж и трудно. К такому шаблону поведения человека подталкивает все устройство общественной жизни. А вот отвечать за себя, за свой выбор куда труднее. Все мы знаем, сколько в городах, деревнях, поселках живет несчастных людей, проживших жизнь “по шаблону”, по правилам. И какая редкость – счастливый человек. Почему? Потому что так сложилась история, потому что государство плохо заботилось о своих подданных? По большому счету это и есть отговорки, неумение отвечать за самого себя.
Толкиенистские игры дают пусть слабую, но надежду, что нашим детям удастся избежать социального шаблона, что они научатся не бояться управлять своей жизнью по собственной воле. А реальная ответственность за других возможна лишь тогда, когда тебя не сковывает этот страх.
Сегодня в толкиенистских играх участвуют многие тысячи людей разных поколений. Больше всего “игроков” в Сибири, где эти игры чаще всего и проводятся. Но многие едут из Москвы, Петербурга, даже из других стран. Поездами, электричками, автостопом. И все эти люди знают, что мир не так жесток, как порой представляется нам. Им всегда найдется крыша над головой и кусок хлеба. Они живут по другим, нежели мы, правилам – и мир отвечает им взаимностью. Это немного обидно, этому можно позавидовать, но это не повод объявлять их врагами и звать на помощь милицию и психологов. Ну и что же, что они не такие, как мы? А вдруг все совсем иначе – и просто мы не такие, как они?

Сергей ТАШЕВСКИЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru