ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА
А вдруг их уведет какой-нибудь
незнакомец, играющий на волшебной дудочке? От
нас, желающих только добра. Знающих заранее, где
можно упасть, и уже подстеливших соломку. От нас,
продумавших детскую жизнь до мелочей: как
учиться, где жить и что делать. Но наши дети не
признают такой уют и создают свой непонятный нам
мир в лесу или в подземном переходе вечернего
города. Их “цыганское радио” с быстротой молнии
разносит известие, где и когда будет игра. Кто
они, наши подрастающие дети? Что с ними
происходит там, куда они так стремятся, но не
зовут ни родителей, ни учителей?
Как относиться к их увлечению? Запретить?
Застращать: не ходи, не звони, не отвечай? Вызвать
на педсовет и пригрозить? Купить большой торт,
нарезать красивыми кусочками и, услышав почти
ночью осторожное поскрипывание ключа в замке,
выйти навстречу своему враз смутившемуся чаду и
сказать: “Привет! Как хорошо, что ты вернулся,
будем пить чай!”?
Мы не сразу нашли школьного психолога, который
прокомментировал бы материалы этой страницы, а
ведь уже больше десяти лет российским
толкиенистам, подросткам из “системы”. Все
новые и новые ребята входят в этот параллельный
мир. Из известных игр дольше живут только
дочки-матери и казаки-разбойники. И все-таки
хотелось бы понять, что это за игра, которой наши
нынешние подростки так увлеклись?
Сценарий предназначения
Комментарий психолога
В какой момент невероятное
приключение, именуемое жизнью,
разворачивающееся как бы помимо нашего участия,
вдруг становится нашей личной заботой? Может
быть, тогда, когда мы впервые встречаемся с
предательством друга? Или когда накопившееся
чувство собственного несовершенства становится
нестерпимо острым? У каждого здесь своя точка
отсчета. Общее же то, что данное открытие
приходится на так называемый переходный возраст.
Возраст максимализма, недовольства собой,
возраст переустройства мира.
Отчаяние – исход любой серьезной попытки
выполнить предъявляемые жизнью требования,
полагаясь на добродетель, справедливость, разум.
По одну сторону этого отчаяния живут дети, по
другую – пробужденные, как считал Гессе.
Переход во взрослую жизнь... Часто ли мы
задумываемся о том, чего он требует и что
означает для подростка? Все мы понимаем, что
развитие человека – это череда превращений:
гусеница – куколка – бабочка. Именно поэтому в
древних обществах существовали обряды инициации
– посвящения, которые иной раз включали не
просто трудные, а даже опасные испытания,
позволяющие узнать себя, раскрыть то, что
облегчит вхождение в новое качество. А что
происходит в наше время?
В современном обществе принято прогнозировать и
тщательно рассчитывать жизнь вперед. Ах, как
хочется застраховать собственного уже взрослого
ребенка от ошибок, уберечь от невзгод! Но только
тогда как он сможет узнать о своем
предназначении? Что позволит ему исполниться в
качестве Человека?
Именно из этого и вырастают те игры, о которых
идет здесь речь. Послушайте еще раз самих
участников: “для меня это... возможность
почувствовать себя другим”, “я могу свободно
общаться с разными людьми”. Ведь именно в игре мы
учимся взаимодействовать с окружающим миром,
моделировать то, что наблюдаем в реальной жизни.
Конечно, взрослых, особенно чутких взрослых,
волнует, что ребенок “все больше отдаляется от
семьи”. Но только ли по причине участия в играх
это происходит? Быть может, дело в том, что он
взрослеет и меняет тип связи с родительской
семьей. Без внешних обстоятельств, оставаясь во
всех смыслах “внутри семьи”, этот переход,
скачок совершить очень трудно. Важно, замечая
подобное отдаление ребенка, не пугаться, а помочь
ему выстроить новые отношения с вами. От мудрости
и такта родителей будет зависеть, насколько
доверительными они смогут быть.
Конечно, тревожно, когда в семье, где не принята
ложь, ребенок обманывает, чтобы поехать на игру.
Но все ли мы, взрослые, готовы услышать, принять
без критики и скептических комментариев, а тем
более что-то разрешить детям? Ведь то, что для нас
представляет тревогу, для них не просто
интересно, а жизненно важно. Елена Нечипоренко:
“Я ловлю себя на мысли, что и дома никогда не могу
быть уверена, говорит ли сын всерьез или
разыгрывает очередную роль”. А разве в
повседневной жизни мы всегда бываем уверены в
искренности людей, с которыми общаемся? Где и как
подросток может научиться различать искусную
игру или, еще хуже, имитацию жизни от подлинного
существования? А ведь научиться различать в
других – означает приблизиться к тому, чтобы
овладеть самому.
В этих играх конструируется особый мир. Мир, в
котором от каждого что-то зависит. В отличие от
нашего, в котором “незаменимых нет, без тебя
ничего не обрушится”. Мир, в котором ты можешь
рассчитывать на понимание, поддержку и опеку.
Поэтому “многим из них мир Толкиена кажется
лучше, добрее, справедливее”. А для того чтобы
изменить наш мир, надо много чему научиться.
Именно поэтому подростки уходят в виртуальность.
Давайте же не пугаться этого, а ждать их
возвращения. Ведь “ребенок подобен быстро
текущему потоку: не следует приходить в отчаяние,
если на его поверхности обнаруживаются
какие-либо недостатки, ибо само движение –
лучшее противоядие от них. Опасность появляется
лишь с застоем”. Знаете, кто писал так? Мудрый
Рабиндранат Тагор.
Татьяна КЛИМОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|