ПОВЕСТКА ДНЯ
Виртуальные учебники тоже пройдут
экспертизу
Для этого все готово. Но готова ли
школа к их использованию?
Минувшая неделя ознаменовалась рядом
важных событий, связанных с информатизацией
образования.
19 марта состоялось первое совместное совещание
членов вновь созданной рабочей комиссии по
созданию электронных учебных изданий с
разработчиками этой продукции, а на следующий
день в Новом Манеже открылась первая
специализированная выставка
мультимедиа-технологий “Медиатека-2002”, на
которой были широко представлены ведущие
производители виртуальных программ для школ и
вузов.
4 марта 2002 года приказом министра
В.Филиппова утверждена рабочая комиссия по
созданию электронных средств учебного
назначения для общего и профессионального
образования. В составе этой новой структуры,
которую возглавила заместитель министра
Е.Чепурных, – представители различных
управлений министерства, ученые, и даже один
педагог-практик – из столичного центра
образования “Юниор” – всего 20 специалистов,
деятельность которых связана с информатизацией
школ и вузов.
По действующим правилам – во избежание принятия
субъективных решений – состав комиссии (так же
как и в состав профильной секции Федерального
экспертного совета) не входят разработчики и
производители электронных продуктов и
представители издательств.
С другой стороны, совершенно очевиден тот факт,
что без их участия невозможно решить задачи,
связанные с созданием, закупкой, апробацией
электронных продуктов, нормативно-правовым
обеспечением открытого (дистанционного)
образования.
Поэтому Елена Чепурных выступила с инициативой
регулярно, не реже чем раз в месяц, проводить
совместные совещания рабочей комиссии с
разработчиками электронных учебных изданий.
Первая же встреча двух заинтересованных сторон
носила в основном информационный характер...
Гораздо подробнее проблемы экспертизы
электронных учебных изданий обсуждались и на
заседании “круглого стола”, состоявшегося в
рамках специализированной выставки
мультимедиа-технологий “Медиатека-2002”.
О них рассказали руководитель профильной секции
ФЭС профессор Сергей Григорьев, директор
Республиканского мультимедиа-центра Александр
Осин и ректор Московского института открытого
образования Алексей Семенов.
Итак, электронные учебники проходят не только
содержательную, но также техническую и
дизайно-эргономическую экспертизу.
Технические эксперты призваны тщательно
проверить работоспособность и функциональность
виртуальных программ.
Дизайнеры – определить, насколько они
соответствуют параметрам нового жанра:
гипертексты без единой мультимедийной вставки
или другая крайность – бесконечное кино –
экспертизу точно не пройдут.
Наконец, оценка содержания включает в себя
психолого-педагогические, методические,
дидактические аспекты, соответствие действующим
базисным учебным планам.
Если все основные критерии соблюдены, литература
на CD-дисках получает гриф “Допущено”. В будущем
после 1–2 лет апробации электронных изданий в
экспериментальных школах им будет присваиваться
гриф “Рекомендовано”.
Стаж “судейской” команды пока невелик: секция
электронных учебных изданий была открыта в
структуре Федерального экспертного совета лишь
в ноябре минувшего года. Более того, даже само
понятие “электронные учебные издания”
появилось на свет совсем недавно в результате
длительных дискуссий: это и учебники, и
справочно-энциклопедическая литература, и тесты,
и аудиовидеоэкскурсии, лабораторные практикумы.
В общем, процесс создания и экспертизы
электронных учебных изданий находится в стадии
становления, и ошибки и просчеты здесь, увы,
неизбежны.
В прошлом году была осуществлена поставка 27
наименований электронных учебных изданий в
сельские школы, в ходе апробации которых начали
поступать замечания от учителей. Одна из главных
претензий к разработчикам состоит в том, что
учебные пособия выпускаются без методического
сопровождения.
Обратная связь с педагогами будет налажена
благодаря анкетированию на курсах повышения
квалификации и через Интернет – на сайте www.ratimg.ru
в рамках проекта Федерации Интернет-образования
“Общественный рейтинг образовательных
электронных ресурсов для средней школы”.
В свою очередь члены профильной секции ФЭС
намерены сделать свою работу максимально
прозрачной: на новом сайте fes.mto.ru в
соответствующей рубрике будут публиковаться все
материалы по экспертизе электронных учебных
изданий, вплоть до рецензий на конкретные
продукты – конечно, с согласия самих авторов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|