Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ 
 

Володар КРАЕВСКИЙ,
доктор педагогических наук,
профессор, действительный член РАО,
академик-секретарь отделения философии
образования и теоретической педагогики РАО

Наука и школа пока не готовы к сотрудничеству

Необходимость взаимосвязи педагогической науки и практики очевидна. Никто не станет утверждать, что ученому можно не изучать и не учитывать практику. Другое дело, как и с каких позиций это делать?
Ахиллесова пята некоторых исследований, дающих повод сомневаться в надежности науки, в том, что в них не прояснено главное: взгляд на практику. Смотрят на нее иногда как бы искоса, подменяя единственную науку об образовании – педагогику другими, которые непосредственно для изучения педагогической действительности не предназначены, например психологией, философией... Педагогика сегодня оказалась в ситуации выбора: либо в растерянности пытаться выбирать между чужими позициями, либо выработать свою. Чем яснее мы представляем себе специфику педагогической науки, чем выше теоретический уровень, тем теснее и эффективнее будет взаимодействие науки и практики в области образования.
Однако – не будем нигилистами – справедливость требует признать, что педагогической наукой сделано немало.
Есть и еще одна сторона дела. Наука может гореть желанием помочь практикам, но практики не всегда хотят, чтобы им помогли. Иными словами, нужно, чтобы наука была востребованной практикой. Будущего педагога еще со студенческой скамьи нужно учить рефлексии, то есть умению пользоваться научными знаниями для осмысления своей работы. Образно говоря, главное не рыба, а удочка. Нельзя заранее дать рецепты на все случаи жизни, а вот научить производить эти рецепты самостоятельно можно.
Что касается обобщения опыта педагогов, то, на мой взгляд, эта проблема отдельно не существует. Это один из этапов научного исследования. Вспомним К.Д.Ушинского: “Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт”.
Хочу подчеркнуть, что для педагогической науки важен и интересен любой опыт, а не только так называемый передовой. Опыт предоставляет эмпирический материал для научного изучения, поскольку именно в нем возникают непредвиденные ситуации и проблемы, которые становятся объектом научного исследования.
Непосредственное перенесение, а тем более “внедрение” опыта в таком виде, как он осуществляется в определенных условиях конкретными учителями, в другие школы, как правило, не дает хороших результатов.
Хотелось бы напомнить слова Л.Выготского о том, что искусство так же относится к жизни, как вино к винограду. То же можно сказать и о науке. В ее готовом продукте неразличимы “ни кожура, ни косточки”. Остается суть, извлеченная из эмпирии, общее из того сплетения общего и единичного, что ее характеризует.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru