Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ 
 

Тему очередного опроса Института учительского мнения подсказали размышления о своей работе учителя традиционной школы. Нам они показались интересными, и мы обратились за комментариями в Институт педагогических инноваций к кандидату философских наук, культурологу Нате Борисовне Крыловой и кандидату педагогических наук Татьяне Васильевне Фроловой, а также к учителю инновационной школы Ольге Никитиной. И вот какие мнения мы услышали.

Ольга НИКИТИНА,
учитель инновационной школы

А если все-таки попробовать...

На мой взгляд, задача современной педагогической науки – выход на новый способ целостного анализа педагогического процесса.
Конечно, из одного рассказа учителя о своей работе нельзя получить всю необходимую информацию. Однако даже в небольшом “монологе” можно выделить основные принципы, цели, приемы и способы работы педагога.
1. Учитель в первую очередь должен быть самим собой, говорить то, что думает, вести себя так, как чувствует. Это утверждение можно рассматривать как основной принцип данного учителя. Для того чтобы ему следовать, используется прием, который можно назвать “уход от заданной программы обучения”. Дело в том, что любая программа ограничивает проявление не только детской, но и взрослой индивидуальности, следовательно, для того чтобы учитель мог оставаться самим собой, он вынужден пренебрегать общими требованиями.
2. Главное для меня, чтобы дети могли говорить, аргументировать свою точку зрения. Так учитель формулирует основную цель своей работы. Для того чтобы ее достигнуть, нужно:
– создать комфортную обстановку для каждого ученика (если мои ученики будут чувствовать себя свободно и уверенно рядом со мной, я смогу так же свободно им помочь);
– показать, что любая точка зрения ценна, что нет правильных и неправильных мнений, поэтому педагог и сам с легкостью демонстрирует, что любой (и он в том числе) может ошибаться;
– включить детей в совместную с педагогом деятельность, что позволяет значительно расширить коммуникативную тематику, уйти в общении с детьми от системы постоянного обязательного оценивания учителем, использовать и развивать самооценку и рефлексию.
Совсем неудивительно, что для этого учителя все дети – хорошие, что готовы выполнять любое задание, что слушают его. Иначе и быть не может, если учитель строит свою работу таким образом, базируясь на таких принципах и используя такие подходы. Конечно, данный анализ отнюдь не претендует на полноту, но главное уже становится понятно: педагогика, построенная на этих (и аналогичных) целях и принципах, зародилась в общеобразовательной школе. И это, безусловно, один из множества вариантов педагогики сотрудничества.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru