ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО
МНЕНИЯ
Тему очередного опроса Института
учительского мнения подсказали размышления о
своей работе учителя традиционной школы. Нам они
показались интересными, и мы обратились за
комментариями в Институт педагогических
инноваций к кандидату философских наук,
культурологу Нате Борисовне Крыловой и
кандидату педагогических наук Татьяне
Васильевне Фроловой, а также к учителю
инновационной школы Ольге Никитиной. И вот какие
мнения мы услышали.
Ната КРЫЛОВА,
кандидат философских наук
В педагогике нет общих
закономерностей
На самом деле традиционная
образовательная система стала некоторым
дополнением, аппендиксом педагогической науки,
которая, вместо того чтобы анализировать
происходящее в массовой школе, спускает туда
разработанные теоретиками методы и методики.
Безусловно, анализ работы учителей необходим, но
пока невозможен, так как требует разработки
новых, не существующих сегодня критериев,
пересмотра взаимоотношений практической
педагогики и науки о ней.
Многие считают, что педагогика – это наука, я же
отношу ее к сфере культуры, рассматриваю
педагогику как один из видов творчества и именно
поэтому считаю, что методики вообще нельзя
копировать, их можно выращивать. Это трудно, и не
у всех получается, тогда некоторые педагоги идут
по пути наименьшего сопротивления: берут то, что
им предлагают, и пытаются воспроизвести. Мне
кажется, что методику вообще выдумали, потому что
каждый человек владеет своей методикой,
например, когда учит своих родных детей читать и
писать.
Никакой общей методики работы с детьми нет и быть
не может. Педагогика есть искусство, именно
поэтому мы не можем уловить в ней закономерности,
общие для всех. Когда же пытаемся это сделать,
разрушаем целостность и красоту работы: нельзя
же называть приемом или методом любой акт
общения.
Какими особыми методиками обладал Александр
Нилл? У него их практически не было, однако школа
Саммерхилл, самая свободная школа мира,
существует больше восьмидесяти лет.
Естественное совмещение поля стандартных
требований и человеческого общения с учениками
еще не методика, просто образ жизни. Бывает и
наоборот: у педагога нет умения строить
человеческие отношения с детьми, однако, к
всеобщему удивлению, в классе сохраняется
хорошая дисциплина, дети успешно осваивают
школьную программу. Именно в таких случаях
говорят, что это хороший педагог и он новыми
методами влияет на своих учеников. Получается,
что все просто общаются, а часть людей говорят
прозой. И гордятся этим.
В монологе “обычного учителя” я не вижу особой
методики. Мне кажется, что этот педагог –
фасилитатор (от английского слова facilitation, что в
переводе означает облегчение, помощь,
содействие), а это просто великий дар. И еще этому
учителю хорошо рядом с детьми, он раскрывается с
ними. Педагог ведь может состояться только тогда,
когда раскрывает собственный потенциал. А
методики, инициирующей такое раскрытие, нет и
быть не может. Просто у этого учителя талант
общения, эстетический вкус, актерские
способности. Думаю, что человек с творческими
способностями и с таким открытым общением
является основой любого образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|