Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ 
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Я не новатор. Я просто учу детей

Скрытая педагогика традиционной школы

Селекционеры давно не пытаются вывести новые сорта культурных растений из уже существующих, потому что в каждом сорте искусственно оставлен строго определенный набор генов, тогда как дикие растения несут в своем генотипе практически все многообразие признаков, появлявшихся на протяжении эволюции, – именно тем и ценны дикие виды. И если необходимо вывести растение с новыми признаками, работа селекционеров начинается именно с анализа генотипа дикорастущих особей.
В педагогике, похоже, складывается аналогичная ситуация. Каждая методика структурирует и развивает собственный язык, формулируя принципы, правила, понятия, фокусируя внимание на важных именно для нее особенностях работы учителя. Поэтому люди, занимающиеся проектированием и развитием своих образовательных методик, часто перестают понимать друг друга, тогда как учителя, не претендующие на статус новаторов, гораздо более пластичны и с легкостью используют элементы разных технологий, создавая при этом свои. Именно поэтому в массовой школе можно найти гораздо больше интересного, чем пресловутое введение – закрепление – контроль.
К сожалению, серьезным анализом педагогической практики традиционной школы занимаются очень мало, тогда как у самих учителей для этого нет времени и, что самое главное, опыта. А педагогическая наука, которая, казалось бы, и должна это делать, живет изолированно от массовой школы.
Эта ситуация, к сожалению, стала привычной и не требующей кардинальных изменений. Но нам кажется, что разговор об этом сегодня необходим, поэтому мы предлагаем к обсуждению следующие вопросы:

1. Часто можно слышать, что в традиционной массовой школе ничего нового найти нельзя. Как вы думаете, на чем основана эта уверенность?

2. Нередко описание педагогического опыта сводится лишь к рассказу о конкретных уроках или ситуациях, с которыми сталкивается учитель в школе. Как вам кажется, достаточно ли такого пересказа для понимания особенностей работы учителя? И если нет, то почему?

3. Анализ учителем собственной педагогической деятельности, на ваш взгляд, это лишняя головная боль или импульс для развития?

4. Пробовали ли вы анализировать свою работу? Если да, опишите, пожалуйста, этот опыт. Какими могут быть, по вашему мнению, цели и критерии такого анализа?

5. Большинство учителей, прежде чем прийти в школу, изучали педагогику и методику преподавания отдельных учебных предметов. Какие из этих знаний пригодились вам на практике и чему вас определенно забыли научить? Чем вы можете это объяснить?

Напоминаем, что фамилии авторов по их желанию могут быть изменены.
Не забудьте при необходимости написать об этом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru