Двадцать два праздника в одном весеннем
месяце? Да! И это ваши профессиональные
праздники, потому что теперь у каждого
учителя-предметника будет свой знаменательный
день.
Двадцать два дня педагогических встреч,
семинаров, дискуссий на самые важные, избранные
вами школьные темы! Разве такое возможно? Да!
Двадцать два школьных предмета, каждому из
которых будет посвящен целый день! Неужели
хватит сил, знаний, азарта? Да! Потому что любому
из нас нужны такие встречи и дискуссии! Это
показали Соловейчиковские чтения, на которых нам
всегда не хватает времени поговорить обо всем,
что нас волнует. А значит, нам уже тесна
спринтерская дистанция, и потому в первый день
апреля мы начинаем
Первый педагогический марафон!
Фестиваль «Московский педагогический
марафон учебных предметов» пройдет с 1 по 30
апреля в Московском городском доме учителя. Он
организован Издательским домом «Первое
сентября» совместно с Московским комитетом
образования и Московским институтом открытого
образования.
Калейдоскоп идей: с чем наши газеты
выходят на старт
Газеты Издательского дома “Первое
сентября”, каждая по-своему, готовится к
празднику учителей. При общей схеме работы
(«круглый стол», семинар, лекция, мастер-класс,
встреча с автором учебника), расписания дней
предметов совершенно не похожи друг на друга!
Физики подошли к делу основательно и сразу
запросили точно просчитанное количество
микрофонов, видео, графпроекторов, компьютеров,
столов для опытов, магнитных досок и всяких
удлинителей. Опыты – дело серьезное. Их нужно
ставить. На столы. Этим займутся взрослые и
«маленькие находчивые физики», как заявлено в
расписании. Педагоги смогут узнать о
преподавании физики в Англии и США, увидеть
выставку раритетных физических приборов,
послушать лекции про внеземные острова жизни и
пятое состояние вещества.
Географы предлагают познать Мировой океан и
современную океанологию, обсудить проблему
глобалистов и антиглобалистов, попутешествовать
от Москвы до экваториальных лесов Африки.
Биология раскрывается во всем своем
многообразии: генетика и эволюция, зоология и
дикая природа. Московские музеи – Дарвиновский,
Тимирязевский, Палеонтологический – расскажут о
своем вкладе в школьное образование, покажут
фильмы. Тема «Что дает участие в учительских
конкурсах для преподавателя и его учеников»
будет интересна не только биологам.
Историки сразу ставят вопрос ребром: «Стоит ли
дальше преподавать историю как самостоятельный
предмет? Может быть, полезнее общий гуманитарный
курс?» Особое беспокойство вызывает переход на
12-летнее обучение. Учителя истории собираются
дискутировать по поводу исторической и
околоисторической литературы. Также предстоит
разговор о проблемах этноконфессиональных школ.
Школьный психолог будет смотреть на ребенка
сразу с двух сторон – со стороны нормы и со
стороны патологии. Вам расскажут и покажут игры,
тренинги. Вы узнаете о проблемах аттестации
психолога в школе.
Когда придет очередь Дня искусства, нам покажут
дипломный фильм А. Тарковского «Каток и скрипка»,
получивший 11 международных премий на
студенческих кинофестивалях. После предстоят
интересные педагогические посиделки в рамках
гостевых уроков.
Школьные библиотекари поговорят о том, как
развивать критическое мышление через чтение и
письмо. Специалисты расскажут, что такое
современный ресурсный центр и как создать его на
базе обычной школьной библиотеки. Можно будет
поговорить о детской периодике.
В День здоровья детей мы обсудим профилактику
заболеваний и правильное питание, оздоровление
детей с детсадовского возраста, физкультуру для
специальных групп.
В День начальной школы вас ждут «Секреты письма»,
«Умножение с увлечением», «Золотая программа
Лысенковой». Не пропустите мастер-класс
«Искусство цирка». А на конкурсе летающих
моделей будут воздушные змеи!
На День дошкольника приходите с детьми от пяти
лет. Будут практические занятия в мастерских:
скульптура из бумаги, оригами, шитье кукол.
Материалы можно купить тут же. Любопытна тема
«Художники в памперсах, или Зачем младенцам
рисовать красками».
День учителя физкультуры откроет вам тайну, как
использовать компьютерные технологии и
технические средства для эффективного
преподавания физкультуры.
Информатика пригласит вас в виртуальную школу и
роботландский сетевой университет. Основная
задача: «закрутить» всю школу вокруг
информатики. Как заинтересовать коллег в
освоении новых информационных технологий? Как
сделать детей помощниками учителей в этом
непростом деле?
В День учителя французского языка традиционные
«круглые столы», встречи с авторами учебников,
мастер-классы превратятся в праздничное действо.
Французы – они и есть французы, о-ля-ля! Хотя все
ведущие люди серьезные: профессора и
преподаватели МГУ и МГПУ, президент Ассоциации
учителей французского языка Дании, директор
медиатеки Французского культурного центра, поэт
и переводчик. А вечером – французский поэт,
детский хор, французский клуб, театр «Арлекин» и
театр Дома учителя на французском языке.
Тема, которая будет раскрыта на Дне учителя
английского языка, безусловно, будет интересна
всем преподавателям-лингвистам: «Роль учителя в
создании и преодолении языкового барьера». Вы
узнаете, как подготовить открытый урок, сможете
посетить ярмарку учебной литературы.
В День немецкого языка вы услышите о проблемах и
перспективах школ с углубленным изучением языка.
Будет предложена лекция «Австрия: страна, язык,
люди». Есть семинар с загадочным названием «Все о
деньгах».
В День технологии город мастеров покажет все
свое умение: художественная ковка, керамика,
резьба, роспись по дереву, золотое шитье, вышивка,
соломка, батик… Можно будет
проконсультироваться у
психологов-профориентаторов по выбору
профессии.
Логопеды и коррекционные педагоги приглашают
вас на встречу с сотрудниками и директором
Зеленоградской школы для детей-инвалидов. Будут
также подняты проблемы отклоняющегося развития
и раннего детского аутизма.
Учителя литературы настроены очень серьезно:
двухчасовое пленарное заседание. «Круглые
столы»: подходы к анализу художественного
текста, итоговая аттестация, учебник – каким ему
быть, как с ним работать. Все научно – и никакого
баловства.
Управление школой свой День займет обсуждением
модернизации образования, аттестацией,
стандартами и мониторингом здоровья.
День учителя русского языка приходится на первое
апреля. Тем не менее программа дня совсем не
смешная. Актуальная тема – «Как помочь детям, не
говорящим по-русски» и большой «круглый стол»,
где обсудят проект нового Свода правил по
орфографии и пунктуации.
Открытия школьников и реформа образования,
вступительные экзамены в университет и обучение
в школах гуманитарного профиля – обо всем этом
можно будет услышать на Дне учителя химии.
Математиков, как и многих других, беспокоит
реформа образования. Два выступления посвящены
комплекту учебников для 5–11 классов. Вы также
узнаете о вступительных экзаменах в
педагогические вузы.
...И это только начало!
Конечно, ни для кого не секрет, что
интересы учителей-предметников отличаются друг
от друга самым существенным образом. Разные
стили, разные подходы и даже сложности в
преподавании и взгляды на общие проблемы –
разные!
Но главное, что объединяет всех учителей, –
гордость за свой предмет, за свою профессию. В
этой общности и разнообразии – красота школьной
жизни, залог ее полноты.
Поэтому и Дни предметов будут разными. Каждый из
них – это серьезная, интересная работа в
атмосфере праздника, профессионального
торжества учителей-предметников и их коллег.
В рамках каждого Дня педагогического марафона
состоятся встречи с известными учеными, авторами
учебников, педагогами, методистами, пройдут
«круглые столы» по вопросам интеграции школьных
предметов, аттестации, тестирования, будут
организованы презентации новых подходов в
образовании, включая особенно актуальные
сегодня проектные и дистанционные формы
обучения.
О том, как родилась сама идея, как удалось собрать
под одну крышу столько замечательных
специалистов, как мы узнали, кого именно хотят
видеть учителя в день своего профессионального
праздника и как можно организовать работу, чтобы
она была действительно в радость, – рассказывает
Артем СОЛОВЕЙЧИК, главный редактор нашего
Издательского дома «Первое сентября»:
– Как в свое время из одного «Первого сентября»
постепенно появились 22 самостоятельные газеты,
так и из нескольких дней Соловейчиковских чтений
родилась идея 22-дневного марафона. Ведь кроме
общей педагогики и воспитания есть еще
насыщенная «предметная» жизнь, есть накопленный
опыт, которым можно обмениваться. А главное, есть
желание общаться с единомышленниками, спорить,
узнавать новое.
Своими мыслями о педагогическом марафоне мы
поделились с Любовью Петровной Кезиной. Идея
понравилась. И с ноября началась работа. Мы
разослали 60 000 анкет по школам, раздавали их на
встречах методистов. Узнавали, с кем из
педагогов, авторов учебников хотели бы
встретиться читатели, какие темы обсудить.
Ориентировались мы в основном на Москву и
область: ведь они ближе, приехать легче. Но мы
ждем друзей и из других городов.
Мы старались подбирать предметы так, чтобы
получались блоки, чтобы учитель мог приехать на
3–4 дня. Несколько дней подряд для гуманитарных
дисциплин, для точных наук, для физкультуры,
здоровья и спорта...
Марафон – это не конференция, а профессиональный
праздник. Правила такие же, как и на
Соловейчиковских чтениях: свободные
перемещения, вольные переходы из зала в зал. Есть
кафе, где можно провести за разговорами и спорами
хоть целый день.
На входе каждому пришедшему будет предложена
регистрационная анкета. Сдавший заполненную
анкету получит Магический Пакет из семи
предметов: программа дня (отпечатанная накануне
ночью), свежий номер «Первого сентября», памятка,
как стать автором газеты… Остальное пусть пока
будет в секрете, откроете и увидите сами.
Будет ли такой марафон ежегодным? Возможности
для этого есть. Соловейчиковские чтения выявили
дефицит общения, после встречи хочется увидеться
еще и еще. Например, в Москве раз в месяц
собирается Клуб заведующих детскими садами:
оказалось, очень важное дело. Только жаль
директоров школ: сегодня у них все физики
принимают участие в марафоне, завтра пропали все
биологи, потом на три дня отпросились
словесники… Все время замены, перестановка в
расписании, хлопоты, нервы. Думается, марафон
должен идти в течение всего года. Скажем, январь
– День учителя русского языка, апрель – День
учителя музыки. Например, в день рождения
Эйнштейна – День учителя физики. Чтоб учитель
знал: у меня есть мой День, я могу прийти в
Московский дом учителя, увидеть коллег,
поговорить, отметить праздник...
Марафон для нас – только начало большого
праздника, который продолжится в августе
Соловейчиковскими чтениями. А что это за
праздник, пусть читатель угадает сам!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|