ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
Выжить и победить
Моментальный снимок вечных сюжетов
Когда мне было 15 с половиной, я подошла к
окну, где шумела весна, и поняла, что мир конечен.
Это привело меня в полный восторг, дьявольская
радость захватила меня: захотелось во что бы то
ни стало дожить и воочию увидеть, как лава,
льющаяся из щелей земли, превращает в хаос улицы
и дороги, засасывая в круговороты пивные ларьки,
газетчиков, застывших, точно на фотографиях,
любовников, взмывающих в воздух над раскидистыми
парками с порывами жаркого гневного ветра. Я
представила, с каким достоинством буду разделять
общую участь, инстинктивно вторя Ж.Лабрюйеру,
который считал, что, если бы одни из нас умирали, а
другие нет, умирать было бы крайне досадно. Я
забралась на подоконник и спросила себя: «Если я
сейчас прыгну, что будет? – как-то не верилось,
что притяжение Земли может убить. – Зато тогда
мне не придется готовиться к экзаменам, особенно
по английскому». Я поставила босую пятку на
пыльный холодный карниз, с трудом справляясь с
головокружением, и почувствовала себя героиней
зрелищного голливудского фильма: синие джинсы,
белая майка, волосы развеваются, из-за гор
появляются чудовища-орангутанги с пеной на
губах, оседланные гангстерами, которых
расстреливают вертолеты ЦРУ. Чудовища гибнут,
обливаясь кровью, гангстеры отправляются в сети
полиции, девушка в полуобмороке падает на руки
чернокудрому храбрецу. Раскрасневшиеся от дозы
адреналина зрители выходят из зала и закуривают
сигареты, думая, что они не зря провели этот день,
потому что негодяи наказаны, а главные герои
счастливы и наверняка поженятся.
Обдумав все, я решила, что сюжет плохой. Ведь еще
Эдгар По считал, что нет ничего восхитительнее
для рассказа, чем трагическая гибель юной
девушки. «Тогда мне надо погибнуть за что-то
великое», – решила я и представила военные
действия, где юные партизаны-революционерки в
алых облачениях бьются на мечах за дело рабочего
класса, но в последний момент на поле боя
слетаются херувимы и приказывают остановить
мочиловку, потому что она бессмысленна, ибо все
сражающиеся давно уже в раю, на небесах. «А как же
жизнь? – спрашивает героиня моего кино. – Мы так
и не успели пожить, хотя бы немного». «Как! Разве
вы не знаете Мусу Джалиля? – удивились ангелы, –
а он ведь предупреждал, что цель жизни в том и
заключается: жить так, чтобы и после смерти не
умирать!» – «Но мы ничего не знаем о жизни, мы
только и делали, что воевали!» Ну хорошо, говорят
ангелы, великий поэт Руми пел своим друзьям: «Мы
умираем, а наши сердца цветут, как зори». И тогда,
представляла я, водя ступней по шероховатостям
карниза, девушки-революционерки заплакали, и им
стало жаль себя, своей юности, глупости,
чувственности. Но ангелы не могли на них
рассердиться, они только качали головами и
гадали, какой район рая партизанкам более всего
по душе: может быть, тот, где можно воевать?
Ну нет, не унывала я, наблюдая за голубями, так
легко парящими над домами, пусть уж лучше это
будет страстная французская драма: он –
талантливый и подающий надежды студент
философского отделения Сорбонны, выходец из
мелкобуржуазной семьи, вроде Сартра, она –
луноликая арабка-колдунья с Монмартра, к тому же
террористка. Его семья конечно же против. Отец,
работник банка, глубоко несчастный, тихий, но
добрый человек, втайне поддерживает сына. Его
мать, истовая протестантка и ярая пуританка, и
слышать ничего не хочет (тем более, как назло, в
прошлую ночь она застала «эту шалаву» у сына в
постели). Они встречаются по ночам, но девушка не
пускает возлюбленного на собрания террористов,
говорит, что это слишком опасно. В последнюю ночь
они предаются ласкам на крыше дома, у
голубятника. Молодой человек, захлебываясь,
рассказывает ей о Фрейде, о его теории Эроса и
Танатоса, что в человеке беспрестанно борются
инстинкты смерти и жизни. Когда человек влюблен,
мир распускается, как цветок, он больше не боится
смерти, потому что она и так неизбежна, он не
желает власти, он свободен и ум его полон мыслей и
замечательных идей. «Да, да, я знаю, – мечтательно
отвечала ему арабка, – дай я посмотрю на твое
лицо. У тебя будет жизнь великого человека, ты
доживешь до глубокой старости и напишешь много
книг. А я... Завтра мы с ребятами идем на дело, мы
будем взрывать правительственные здания. Я
должна попрощаться с тобой, мон ами».
«Нет, не то, не то», – разозлилась я на себя,
осторожно усаживаясь на карниз. Ведь кино – это
жизнь, жизнь – это кино. В современном кино
должно быть больше, больше смерти! Зрители уже
привыкли, им нравятся кровавые зрелища. Вот
«Титаник» с Ди Каприо. На поверхности океана
полощутся тысячи трупов – крупным планом. Вот
смертная казнь американского террориста в
прямом эфире. Интересно, что бы сказал Гюго? Он в
свое время, ужасаясь и недоумевая, сочно описывал
лица зевак, пришедших поглазеть на казнь, –
вожделение, жажда возмездия, страх и любопытство.
Или, может быть, маркиз де Сад, который видел в
факте публичной казни манящее таинство, которому
зритель не в силах противостоять, видя в
гильотине запретное сексуальное удовольствие?
«Смерть конечно же сакральна, – рассуждала я, –
но люди и думать об этом забыли». Разве не говорил
еще царь Махараджа Юдхиштриха: «Удивительнее
всего то, что прадеды, деды, отцы умерли, но каждый
думает, что он не умрет». Устроившись на карнизе,
я принялась разглядывать прохожих. С высоты
пятого этажа они походили на цветные движущиеся
картинки, полные впечатлений, весенних запахов,
тайных замыслов и желаний. Как же это
замечательно, что их так много, незнакомых и
недоступных в этот весенний вечер... Почему-то,
видимо на контрасте, мне вспомнились мрачные
средневековые гравюры – непропорциональные
головы извозчиков и ослиц, задумчивые продавцы
птиц, суровые лица судей, перекореженные и
глуповатые лица жертв, гордые обреченные профили
рыцарей. Как они не похожи на цветные фотографии
улыбающихся, самодовольных, красивых людей из
журналов.
«Ну конечно же, – воскликнула я, болтая ногами
над городом, – сюжет прост!» Мужская
американская тюрьма, камера смертников. Некий
Маленький Боб – убийца. Два года его адвокаты
добивались, чтобы Боба признали сумасшедшим. Но
судья – миловидная женщина лет тридцати – была
непреклонна. Маленький Боб, как это бывает,
раскаялся после вынесения приговора. Сделал он
это весьма странно: «Я признаю, что жизни должно
быть больше, чем смерти». В камере он сидел,
разумеется, один, и поскольку он расстрелял из
автомата свою семью – мать, отца и двух
троюродных братьев, – его никто не навещал.
Однажды к нему пришел некий журналист. Они долго
говорили о том о сем, журналист посматривал на
часы. Маленький Боб поведал ему свою историю.
Когда ему было десять, отец возил его на рыбалку и
они сидели с ним на рассвете у озера, отец
рассказывал ему про войну во Вьетнаме, про
ненавистные и грязные негритянские кварталы
Алабамы, где ему довелось несколько лет наводить
порядок, про своих любовниц (одна была певицей).
Когда Бобу исполнилось семнадцать, он ушел в
армию, там он и влюбился до беспамятства в своего
друга Багги, по жуткому стечению обстоятельств
негра. После армии они вместе уехали жить в
Нью-Йорк, где Баг вскоре бросил возлюбленного.
Тогда впервые с Бобом случился припадок
ненависти. Он хотел покончить с собой. Неожиданно
за ним приехал отец и силой увез подальше от
богемного разврата домой, в семью, где ему было
суждено стать вечным изгоем. Несколько лет Боб
работал библиотекарем и собирал старые
кинофильмы. Он всю жизнь мечтал быть режиссером.
Взяв интервью, журналист попросил разрешения
сфотографировать Боба. Боб с удовольствием ему
позировал, поскольку терять ему было нечего. Надо
сказать, несмотря на кошмар содеянного,
преступник был красив, как лермонтовский демон:
черные кудри, сверкающие глаза, белая и нежная
кожа. Выходя на улицу из тюремных ворот,
лжежурналист усмехнулся и, как кажется, был
доволен своим замыслом, о котором узнала вся
Америка месяц спустя. На самом деле это был
арт-директор знаменитых бутиков одежды “United Colors
of Benetton” Оливейро Тоскани. Гениальная идея акции
«Посмотри смерти в лицо» посетила его случайно.
Под видом журналиста он проникал в камеры
смертников и фотографировал их. Затем при помощи
компьютера он «одевал» смертников в пестрые
модные одежды, и вскоре лица осужденных мелькали
во всех рекламных кампаниях «Бенетона». Через
несколько месяцев (это была весна), когда суд
заставил Тоскани лично извиняться перед семьями
заключенных, маленького красивого Боба не было в
живых. Когда дело поутихло и «Бенетон» уже утроил
свои доходы, Тоскани почему-то вспомнил о
последнем смертнике. В нем было столько желаний и
надежд, он был слишком красив для убогого убийцы.
Может, именно тогда лжежурналист пожалел, что в
бутафорском диктофоне не было пленки. Сам
Тоскани засобирался в Венецию. Там жила его
старая знакомая художница. Художница не выносила
одежду марки «Бенетон», но любила своего друга
нежной, почти материнской любовью. Они вместе
гуляли по Венеции, и Тоскани говорил, говорил – о
делах, о работе, о Маленьком Бобе, о мостах
Венеции и, если бы мог, наверняка бы цитировал
Бродского. А художница слушала его вполуха и
думала о светотени на лепных карнизиках лавки
молодого пекаря, который в прошлом году продал
дом и уехал на демонстрации антиглобалистов,
поскольку был уверен, что победа за ними.
На карниз тем временем пристроился голубь, и
неожиданно зазвонил телефон – так пронзительно,
точно это звонил Господь Бог или кассир кинозала
с радостной новостью, что, мол, билеты проданы,
аншлаг. Тотчас все мысли слетели с меня яко
наваждение или сон.
Я посмотрела вниз, и мне стало не по себе – от
высоты, от переизбытка жизни, которая стучала в
ушах в такт московскому шуму, гаму детей,
гулявших во дворе, лающим собакам.
Я вернулась в комнату и долго смотрела на
надрывающийся телефон. Больше всего на свете мне
хотелось влюбиться.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|