ПРИГЛАШАЕМ К ОБСУЖДЕНИЮ
Несомненно, есть некоторое
преимущество в возможности подключаться к
дискуссии не сразу, а через определенный такт
времени. Теперь мы можем размышлять не только над
статьей Анатолия Цирульникова, но
и других наших с вами коллег: Владимира
Загвоздкина, Александра Лобка, Ефима Рачевского, Наты
Крыловой – всех, кто уже успел выступить на
наших страницах в № 2, 6, 10 в 2002 году. Сегодня –
продолжение дискуссии о сетевом образовании.
Педагогика с миру по нитке, или
Рубашка для народной школы
Часть 1. На фоне современных
обстоятельств
В начатой дискуссии о сетевом
образовании замечено несколько своеобразных
черт.
Главная, режущая глаз особенность: впервые со
времен Сухомлинского (и уж точно впервые за
последние тридцать лет) разговор о наиболее
значимых педагогических явлениях опирается
прежде всего на опыт сельских школ.
Второе наблюдение: критики, выражающие свою
солидарность с тезисами «сетевого образования»
(и занимающиеся их уточнением), опираются на
представления о «культуросообразности»
педагогики, а критики, отрицающие значимость
предмета разговора, ссылаются на
преимущественно «сервисную» роль школы по
отношению к государству, обществу или родителям.
Третья характерная черта была наиболее
предсказуемой. Оппоненты разделились на
сторонников, по сути, двух тезисов: «Это очевидно
– и сегодня именно здесь скрыты важнейшие
возможности!» – или: «Это давно известно, но речь
идет о частностях, да еще сумбурных – а главное
содержится в вещах куда более строгих и
содержательных». Собственно, так обговаривались
все сюжеты, вскоре становившиеся центральными в
общественно-педагогической жизни. Так было с
манифестом «Педагогика сотрудничества», с
движением клубов творческой педагогики, с
развивающим обучением, с авторскими школами, с
попечительскими советами…
Будем возвращаться к замеченным нами
особенностям по ходу разговора, а сперва все-таки
попробуем уточнить, о чем идет речь, а о чем не
идет.
О чем речь?
Разумеется, «сетевое образование» находится не в
ряду перечислений образовательных систем и
методов («школа Монтессори», «школа диалога
культур», «метод Шаталова»…), а в ряду форм
самоорганизации педагогической жизни
(«авторская школа», «школа с традициями»,
«школа-лаборатория», «физматшкола»,
«школа-комплекс», «инновационное движение»…).
На обсуждение была вынесена не новая система
методов обучения, а представление о том, в каких
формах сегодня по преимуществу может быть
устроен опыт нормального поддержания, защиты,
распространения и развития педагогической
культуры (или педагогических культур).
Предшественник
Десять-двенадцать лет назад в схожем положении
находилась идеология «авторских школ». Затея
столь же «бессодержательная» с точки зрения
методов работы с детьми, не определяющая сама по
себе сути происходящего в классе, столь же слабо
стыкующаяся с логикой «общегосударственной
модернизации».
Но почему-то подавляющее большинство масштабных
педагогических перемен в России в прошедшее
десятилетие произошло внутри и вокруг тех
феноменов, которые полностью или отчасти могут
быть описаны как «авторские школы». Если
«содержательно-педагогическую» инновацию
пытались культивировать в тех местах, где
ширилось (если не по букве, то по духу) движение
авторских школ, то перемены двигались, если «духа
авторских школ» не наблюдалось – все живое в
занесенной «новизне» быстро выхолащивалось. И та
же вальдорфская педагогика в России
распространялась отнюдь не по аналогии с
постановкой вальдорфских школ в Германии или
Голландии, а согласно сумбурным законам
становления авторских школ в России рубежа
восьмидесятых-девяностых годов.
Из наличия и из отсутствия
Конечно, любое будущее живет в прошлом (как и
любое прошлое найдет себе место в грядущем). В
скрытом виде и феномены сетевого взаимодействия,
и феномены «авторских школ» – учительских
сообществ, сознательно и динамично создающих
особый уклад школьной жизни, – несомненно
присутствовали в советском образовании. Но в
некий момент «скрытая реальность» переходит в
наглядную, «манифестирующую» себя и расширяющую
опыт своего подхода к делу.
Это происходит и за счет понимания новых
возможностей, и благодаря все большим
затруднениям на пути достижения новых
результатов привычными средствами. Причем (в
отличие от политических переворотов) подобные
смены почти всегда преемственны; доминирующие
прежде формы поддержания педагогической
культуры, как правило, служат базой для
первоначального становления новых форм. Так,
«школы-лаборатории» (например, та же давыдовская)
или «школы с традициями» (например, знаменитая
школа Мильграма) были своего рода первыми
приютами для будущих лидеров движения
«авторских школ».
Но во второй половине восьмидесятых возникли
новые возможности и невозможности. Успешно
переваривать новую культурно-педагогическую
ситуацию только аккуратными, осторожными
методами «школ с традициями» становилось все
труднее (конечно, хорошая школа чаще всего могла
найти свою нишу и без перемен – но именно нишу, а
не прежнюю определяющую роль в картине
образования). Учителям, достаточно автономным в
своих поисках в советское время, все труднее
становилось добиваться чего-либо в одиночку.
С другой стороны, вступил в свои права короткий
период заметной свободы, открытости и
доступности широчайшего круга новых идей и
методов, период надежд и желания многих людей
проявить свои невостребованные прежде
способности. На этом фоне вспыхнуло масштабное
движение «клубов творческой педагогики» – к
настоящему моменту почти полностью исчезнувших.
Исчезнувших не потому, что как-то
дискредитировали себя. Наоборот. Но они или
претворились в авторские школы, или распались.
Сегодня в образовании очертились новые
возможности-невозможности. И заявленная
Цирульниковым гипотеза состоит в том, что
проявившиеся важные явления педагогической
жизни или сумеют соорганизовываться
преимущественно сетевым образом, или будут
чахнуть, распадаться, омертвляться,
выталкиваться из образования. В лучшем случае –
отходить на второй план.
Все прошедшие десять лет организация
качественного образования достигалась
преимущественно за счет сосредоточения и отбора:
в одних случаях сосредоточение и отбор учителей
и идей, в других – детей и родителей, в-третьих –
и того, и другого, и третьего.
Ресурсы для подобного типа перемен почти
исчерпаны. Кого можно было собрать «в кучу» – тех
собрали. Сегодняшний вопрос в том, как выстроить
взаимодействие между теми, кого физически «в
кучу» собрать нельзя (или не нужно).
Надо, чтобы... или чтобы – надо...
За скепсисом по адресу сетевого образования
выглядывает странная глухота к предмету
разговора.
«Надо, чтобы были толковые
педагоги-профессионалы…», «надо, чтобы
произошли перемены в педагогической науке»,
«людям необходимы ключи, чтобы разбираться в
явлениях образования», «надо, чтобы педагоги
отслеживали результаты своего труда», «нужна
ясная и понятная государственная политика в
сфере образования». В общем, надо, чтобы было все
это, а не разные смутные категории!
Вновь извечное деление педагогических ораторов.
Одни с пафосом заявляют: «Надо, чтобы!», а другие
пытаются показать и убедить: «Чтобы нечто
произошло – надо…»
Принципы «сетевого образования» выясняют и
стараются вынести на общий обзор не потому, что
наш эстетический вкус тешат сети и кружева,
«самородки» и «корявости», а потому, что мы видим,
как разного рода значительные педагогические
явления сегодня складываются и усиливаются за
счет феноменов сетевого образования лучше,
нежели каким-либо иным образом.
Марки и гонки
«Первично содержание, а организация – вторична»
– звучит вполне нравоучительно, но не чересчур
убедительно. Ну вот не было в Советском Союзе ни
одной ни вальдорфской школы, ни
монтессорианской. А потом кое-что изменилось в
организации страны – и для «первичного
содержания» обнаружились некоторые возможности.
Вывешенная над учителем эмблема характеризует
происходящее в его классе лишь фрагментарно.
Насколько я горячо посоветую отдать ребенка
одному учителю развивающего обучения, настолько
же категорично буду советовать не делать этого в
другом случае. Даже если ссылаться на
приключения в России европейских
образовательных практик, то и их вывески
объясняют происходящее едва ли наполовину.
Причем в их новейшей истории особенно заметны
последствия того или иного уровня сетевой
организации.
Разлаженность сетевого взаимодействия самым
печальным образом сказывается на развитии
вальдорфских инициатив в России – особенно на
куда более мажорном фоне монтессори-движения,
завязанного в единую сеть организационных
связей и перевитого множеством независимых от
нее сетей связей личных.
Зато украинское вальдорфское движение
(начинавшееся заметно позже российского, с
несравненно меньшим опытом и средствами) сегодня
куда более заметное и уверенное явление в своей
стране, чем работа их коллег в России (где даже
московская образцово-показательная школа
стеснительно сняла с себя вальдорфскую вывеску).
Причем «узлы» украинской вальдорфской сети
вполне равноправны, образцово-показательных
среди себя не держат, друг другу чрезвычайно
интересны, и каждый силен по-своему: одесситы как
самые многочисленные и опытные, днепропетровцы
как наиболее организованные и деловитые,
киевляне как особо энергичные и быстро растущие,
вальдорфцы из галицких сел – как самые вдумчивые
и основательные… А вот украинские
«монтессорианцы», не объединенные толком ни в
какую сеть, представляют собой несколько
разрозненных явлений, большинство из которых
весьма сомнительного качества.
«Мы видим, что люди действуют так-то и так-то, и в
результате получаются вот такие достойные и
недостижимые в тех условиях никаким другим
образом результаты» – таковы утверждения, с
которыми можно спорить или соглашаться.
Продолжение читайте в следующем тематическом
выпуске “Сетевое образование”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|