ПРИГЛАШАЕМ К ОБСУЖДЕНИЮ
Несомненно, есть некоторое
преимущество в возможности подключаться к
дискуссии не сразу, а через определенный такт
времени. Теперь мы можем размышлять не только над
статьей Анатолия Цирульникова, но
и других наших с вами коллег: Владимира
Загвоздкина, Александра Лобка, Ефима Рачевского, Наты
Крыловой – всех, кто уже успел выступить на
наших страницах в № 2, 6, 10 в 2002 году. Сегодня –
продолжение дискуссии о сетевом образовании.
Татьяна КОВАЛЕВА,
доктор педагогических наук
В чем секрет самоорганизации?
Этот секрет могут разгадать те, кто
научится видеть
опыт своей школы в зеркале опыта других
Принципиально соглашаясь с
А.Цирульниковым и А.Лобком в определении сети и
ее узлов, я хотела бы продолжить их рассуждения и
высказать версию о том, что именно делает сеть
сетью. Дело в том, что она не является
иерархической, заранее заданной структурой, а
создается и удерживается общей проблематикой,
интересной всем членам сети. Каждый из сетевых
узлов предлагает свое видение той или иной
проблемы и свой вариант ее решения, используя при
этом другие сетевые узлы в качестве
дополнительного ресурса. В этом и заключается, на
мой взгляд, секрет самоорганизации сети. Без
всякого формального внешнего управления сетевое
взаимодействие может быть высокоэффективным и
длиться долгие годы.
Рассмотрим пример с именными школами,
приведенный в статье А.Цирульникова, но дадим ему
несколько иную интерпретацию.
Именные школы объединяет (как об этом пишет
А.Цирульников) прежде всего проблематика
использования культурно-исторического пласта
для выработки собственной авторской позиции и
концепции развития школы. При этом число узлов
сети определяется не натуральным количеством
именных школ, знающих о ней, а количеством
различных способов работы над этой, единой для
всех задачей. Может даже случиться, что в одном
узле сети школ будут состоять 4 учебных
заведения, которые работают в сходной ситуации и
одним и тем же способом. А в другом узле сети
будет всего одна школа, которая относительно
этой же проблемы видит совсем другой ход. Как
абсолютно справедливо замечает в своем отклике
Александр Лобок, «индивидуальный опыт того или
иного “узла” оказывается действительно
востребован необычайно быстро. Но не в качестве
примера для подражания, не в качестве материала
для распространения, а именно в качестве зеркала,
которое позволяет увидеть свой собственный
опыт».
Можно сделать следующие выводы.
Быть узлом сети – это значит:
иметь собственное авторское содержание
относительно общей проблематики сети;
иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для
осуществления своего содержания;
понимать частичность своего содержания и видеть
возможность за счет других узлов сети
приобретать дополнительные ресурсы.
Зачем нужна сеть? И почему образовательным
учреждениям необходимо вступать в сетевое
взаимодействие?
Для образовательной ситуации в целом такое
взаимодействие позволяет комплексно решать
сложные педагогические задачи, с которыми одной
школе справиться бывает не под силу. Например,
несколько лет назад объединились школы,
работающие по системе развивающего обучения
(Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова), чтобы осуществить
на практике идеи организации жизни подростковой
школы, работающей в этой системе. Одно учебное
заведение вряд ли потянуло бы такое.
Что же касается конкретных родителей и их детей
(о которых беспокоится В.Загвоздкин и которым
впрямую вроде бы не нужна сетевая организация в
образовании), то именно для них в сети конкретных
школ возникают принципиально новые
дополнительные возможности обучения детей.
Например, в сетевом взаимодействии Ассоциации
инновационных школ и центров был организован
обмен школьниками и учителями в учебное время
или устраивался совместный летний отдых
школьных коллективов. Ни в одной другой сети школ
таких форм учебной работы не было. Родители
активно поддерживали учителей и гордились тем,
что их дети учатся в школе с такими
возможностями. Надо сказать, что необычная
школьная жизнь имела немалый образовательный
эффект...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|