ТО-ТО И ОНО...
Посеешь ведомственный эксперимент
–
вырастет качество образования?
Или Буратино в чем-то ошибался?
На днях состоялась пресс-конференция
министра образования РФ Владимира Филиппова.
Главным событием в образовании, по мнению
министра, сейчас можно считать подготовку
проекта постановления правительства о создании
Государственной аттестационной службы,
независимой от органов управления образованием
и призванной осуществлять контроль за
обеспечением качества образования на всех его
уровнях. Документ должен быть представлен в
правительство не позже 31 марта. Так выполняется
одна из важнейших задач, заявленных в плане
основных мероприятий Министерства образования
по реализации Концепции модернизации
российского образования в 2002–2004 годах.
Как продвигается решение остальных вопросов? Как
всегда, в центре внимания общественности и СМИ –
эксперимент по единым государственным экзаменам,
в котором летом нынешнего года примут участие 17
территорий. Место только что выбывшей Липецкой
области немедленно заняла Читинская. Энтузиазм
регионов, желающих попасть в число пилотных,
Владимир Филиппов объясняет тем, что ЕГЭ сегодня
служит важнейшим политическим ресурсом для
губернаторов и глав администраций. Задача
ближайшего этапа видится министру в проведении
разъяснительной работы о позитивной роли единых
экзаменов по сравнению с традиционными и в
дальнейшем совершенствовании контрольно-измерительных
материалов.
Гораздо меньше и неохотнее министр отвечал на
вопросы журналистов о ГИФО, эксперимент по
введению которых также намечен на лето текущего
года. Окончательный список пилотных вузов
планируется утвердить 1 апреля – вместе с
перечнем, в котором будет указана стоимость ГИФО
каждого уровня. Как известно, именно последний
вопрос провоцировал наибольшие споры и раздоры
среди ректоров, полагавших, что первоначальные
цифры, называвшиеся реформаторами, не
соответствуют реальным затратам на обучение
одного студента, из-за чего родителям учащихся
придется доплачивать слишком большую сумму, и
участь российских граждан от подобного
нововведения не облегчится. (Например,
предполагалось, что 25 тысяч рублей должен стоить
сертификат А+ для отличников, 17 тысяч рублей –
для хорошистов, 7–9 тысяч рублей – для троечников
и т.д.).
Теперь же принято принципиальное решение: в
стоимость ГИФО закладываются лишь расходы на
зарплату преподавателям и стипендию студентам, а
на содержание материальной базы вузов,
коммунальные расходы, ремонт и оборудование
средства будут выделяться отдельной строкой.
Как выяснилось в ходе пресс-конференции,
открытым остается и вопрос о возвратных
субсидиях, которые наряду с ГИФО призваны
служить адресной формой социальной поддержки
студентов из малообеспеченных семей. Другая
задача такого типа кредитования – обеспечить
приток молодых кадров в социально значимые
отрасли бюджетной сферы: здравоохранение,
образование, сельское хозяйство. Напомним, что
тем выпускникам, которые отрабатывают в течение
пяти лет по избранной специальности в названных
отраслях, кредит прощается. Остальные должны
вернуть затраченные на их подготовку
государственные средства в течение 10–15 лет.
Теоретически эта идея представляется разумной и
логичной, однако эксперты прогнозируют
сложности на практике. Например, данная схема
могла бы успешно работать, если бы ее можно было
распространить в массовом порядке абсолютно на
все вузы, Но это заведомо невозможно сделать из-за
того, что жесткое распределение молодых
специалистов в рыночном секторе экономики – это
нонсенс: нелепо заставлять отрабатывать кредиты
журналистов, артистов, инженеров, юристов,
экономистов, менеджеров. Да и обязательное, под
страхом возвращения огромных долгов за 5 лет
обучения трудоустройство выпускников в
бюджетной сфере вызывает не меньше возражений.
Поэтому господдержка (в виде предоставления
возвратных субсидий) студентам социально
значимых вузов может обернуться для этих учебных
заведений медвежьей услугой: уменьшится их
популярность, снизятся конкурсы и уровень
абитуриентов...
Эксперимент по введению возвратных субсидий
запланирован на лето следующего года. У
Министерства образования есть время подумать (а
может быть, даже и передумать?).
Впрочем, не стоит гадать на кофейной гуще, как это
мы делали еще недавно, пытаясь предсказать тему
сочинения на выпускном экзамене: «Луч света в
темном царстве», «Отцы и дети» или «Любовь
Онегина к Татьяне». Министерство решило избавить
нас от этого труда, а чиновников из региональных
органов управления образованием – от
необходимости хранить тайну, тем более что это им
не всегда удавалось. С нынешнего года на
страницах газет задолго до экзаменов будет
публиковаться грандиозный список возможных тем
сочинений – две-три сотни, а в день экзамена чуть
ли не на основе лотерейного розыгрыша по
местному ТВ будут объявлены две-три
окончательные темы.
И, как говорится, ни пуха ни пера!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|