ОРИЕНТИРЫ
Школа: новая система координат
Часть вторая. САМИ СЕБЕ ХОЗЯЕВА
Итак, школа – без хозяина. Это
действует на учителей и управленцев
магнетически – как будто пелена на глазах и
неизвестно куда идти.Но что если предположить: у
школы нет хозяина не потому, что прежний школу
бросил, а потому, что никто из прежних уже не
хозяин объективно. Просто сегодня, на наш
взгляд, появляются пока еще не очень ясные
контуры новой ситуации, в которой у школы нет
привычного собственника. Медленно-медленно
формируется новый собственник школы – она сама.
И если это так, если более естественно
для школы, чтобы ее учредителями были сами
родители и учителя, а государство именно им
передавало собранные бюджетные средства, то
становится понятно, почему столько лет не
работает механизм учредительства, почему у школы
нет реального собственника.
Власть уже не является для школы эффективным
собственником.
И деньги тратятся из рук вон плохо, и заботы о
школе, по сути, нет никакой, и цели объявляются
какие-то архаические, и задачи ставятся
нереалистичные. То 12-летка неизвестно зачем
свалится на голову, то патриотическое воспитание
из каких-то пыльных сундуков достается, то вдруг
инспекцию реанимируют, то миллиарды на сельские
компьютеры начинают тратить, то снова на
стандарты набросятся, то учебники по истории
начнут ругать, потом «неожиданно» увидят
беспризорников…
Поэтому, с нашей точки зрения, тезис о том, что
школа осталась без хозяина, – позитивный тезис.
Просто те потенциальные хозяева, между которыми
мы сейчас мечемся, пытаясь прибиться то к
муниципалитету, то к федеральному уровню, то к
его краю – региону, перестали таковыми быть.
Школа как общественный институт выросла и
окрепла настолько, что больше уже по сути своей
не нуждается в хозяине.
Отношения граждан и образования стали такими,
что любой посредник только мешает.
Образовательная деятельность, как нам кажется,
исторически переросла тот возраст, когда может
осуществляться исключительно в рамках
института, принадлежащего государству или
вообще власти.
Школа объективно повзрослела, и пора ей быть
самой себе хозяином. А свои отношения с
гражданами, муниципией и государством строить на
основах равноправного партнерства.
Она сама определяет образовательную программу,
бюджет и даже уровень заработной платы учителям.
Школа сама решает, чему учить и на что тратить
деньги. Сама определяет сроки обучения, систему
выпуска, сама выбирает учебники,
продолжительность обучения и параметры качества
своего обучения.
Кстати говоря, нетрудно догадаться, что если бы 10
лет назад такая политика начала проводиться в
жизнь, то в России уже были бы приняты и
действовали государственные стандарты в
образовании, но не разрабатываемые
академиками-методистами из РАО, а стандарты, о
которых договорились бы сами учителя.
И финансовый норматив уже был бы принят – а иначе
как бы могли формировать муниципальные бюджеты,
если каждая школа – бюджетополучатель.
И единый экзамен появился бы – родители
потребовали бы его ввести.
Автономия школы задает проблематику введения
всех этих механизмов.
И наоборот: введение всего этого без автономии
школы бессмысленно, нет оснований для стандарта,
норматива и даже столь любезного моему сердцу
единого экзамена.
В любом другом случае система, подмявшая школу
под себя, использует прогрессивные механизмы
модернизации не для модернизации образования, а
для умощнения себя. Стандарты – для ужесточения
чиновничьего контроля, независимую систему
оценки качества образования – для умощнения
бюрократических процедур, единый экзамен – для
консервации примитивных подходов к обучению,
которые легко контролировать.
И этот основной инновационный проект
образовательной политики прописан в Законе РФ
«Об образовании»: школа как юридическое лицо,
школа как самостоятельный субъект
финансово-хозяйственной деятельности, школа как
бюджетополучатель, школа как самоуправляющаяся
организация.
Для этого и условия в законе указаны: финансовый
норматив, независимая система оценки качества,
органы школьного самоуправления, а также система
формирования образовательной программы школы с
правом определения самой школой этой программы.
Автономия школы как основа развития института
общего образования – вот источник проблематики.
Потому что только при этом условии могут
заработать механизмы самоорганизации и
саморегулирования.
– А у нас учитель не готов!
– А у нас родитель не готов!
– А у нас чиновник не готов!
– А у нас общественное мнение не готово!
– Мы не готовы!
Вы знаете, откуда эти стоны про то, что «учитель
не готов»?
От бюрократической привычки немедленно
претворить в жизнь выдвигающуюся идею. Для
чиновника обсуждение идей без немедленного
внедрения в жизнь бессмысленно.
«Не надо забалтывать модернизацию!» – лозунг
дня.
Не надо забалтывать, поэтому быстро-быстро
сляпали тесты, и теперь их уже не изменишь –
организационного ресурса нет.
А мы не предлагаем завтра ничего менять.
Мы выдвигаем идеологию, например, для союза
«Эврика»: школа сама себе хозяин.
Поэтому надо не ждать заказа или государственной
цели, а самим над ними работать.
И учебные планы – наше дело.
И учебники – нам выбирать или писать.
И стандарты должны быть не государственными, а
школьными. У каждой школы свои.
Давайте так подумаем о школе, просто подумаем,
представим себе, что она сама себе хозяин. Это
другая система координат.
Но если школа сама себе хозяин, у нее и экономика
другая, и управление.
Но об этом – в следующем номере.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|