КНИГА ИМЁН
Имена этой страницы:
Уильям Тёрнер (1775 – 1851)
Леонид Оболенский (1902–1991)
Инок Лаврентий. В миру – Леонид
Исполнилось сто лет со дня рождения
актера,
который был совершенно не похож на свою эпоху
Как быстро наступают столетия тех, кого
ты знал, видел, любил... И вдруг – столетие, как
странно. Как не идет эта цифра тем, кого мы помним.
Помню, как на свое восьмидесятилетие Оболенский
приехал в Свердловск, и тогда я увидел их вместе
– моего дедушку Леонида Ивановича Рымаренко и
худого красивого старика, лицо которого и фигура
были мне уже знакомы по кино. Епископ в «Красном и
черном», старый лорд в «Чисто английском
убийстве». Еще со слов дедушки я знал, что
Оболенский был консультантом «по дворянским
манерам» на съемках моего любимого фильма
«Звезда пленительного счастья».
Они сидели в нашей комнате, их голоса были слышны
в коридоре, где я стоял у притолоки, не решаясь
войти... Мне было двадцать лет, а я был застигнут
белой завистью к этим старикам. Так они
радовались встрече, накрытому скромному столу,
близости своих вспыхнувших воспоминаний... Вдруг
пронеслось в голове: мы никогда не будем такими
стариками.
Как они ценили миг, называли его волшебным. Как
умели распорядиться минутой встречи, дружества,
тепла, укрытости от суеты и бурь. Моя бабушка Вера
Елисеевна вспоминает: «Они никогда не беседовали
чинно и скучно, как «солидные» люди. Всегда –
взахлеб, как юнцы. Однажды Оболенский жил у нас
три дня, и все эти дни были сплошным пиршеством
бесед. Они вспоминали все, что могли вспомнить
вместе. И все с неизменным интеллигентным юмором,
с сияющими глазами...»
Однажды, я служил тогда в армии, дедушка прислал
мне открытку в конверте. Я прочитал ее, а потом из
конверта выпал листок бумаги. На нем были
написаны всего несколько слов: «Мы не забываем,
что сегодня у нас первый день оставшейся жизни».
Я так и не знаю до сих пор – цитата это или
дедушкины слова. Похоже и на стиль Оболенского.
Как-то в новогодней открытке писал он дедушке:
«Мы с тобой синхронны не только в мыслях, но и в
ударах сердца...» Они были тезками, почти
ровесниками, с юности любили кино, это артельное
бессонное скитальческое ремесло, из-за которого
моя мама в детстве почти не видела своих
родителей-режиссеров.
А еще их роднил совершенно детский интерес к
жизни, к людям, к устройству мироздания. Казалось,
что они только вчера оторвались от чтения Жюля
Верна и Джека Лондона. Любопытство
первооткрывателей не покидало их нигде и
никогда.
Оболенский мог два месяца копировать для себя
картину Матисса, чтобы усвоить его метод.
В середине восьмидесятых на Свердловской
киностудии снимали многосерийный фильм о
походах Ермака. Главным художником этой ленты
был Юрий Иванович Истратов. Недавно он дал мне
прочитать письмо Оболенского, полученное во
время съемок. Там чисто профессиональные советы
и среди них – воспоминание о том, как, будучи
политзаключенным ГУЛАГа, Оболенский занимался ...
археологическими раскопками в устье реки Таз, на
месте поселения вольных новгородцев. О
раскопках, конечно, кроме самого Оболенского,
никто не догадывался. Зеки строили железную
дорогу. Но Леонид Леонидович не просто махал
кайлом и лопатой, но и внимательно вглядывался в
содержание извлекаемого грунта. Так сначала он
нашел осколки, а потом и половину вазы
венецианского стекла. «Чуть прозрачная, зеленая,
с золотой инкрустацией...» – вспоминает
Оболенский и сообщает, что, очевидно, то были
остатки разгромленного Ермаком города Мангазея.
Эта половинка вазы, эти осколки божественной
красоты, сверкнувшие ему среди холода и смерти...
Наверное, он, полюбовавшись на них, вынужден был
со вздохом тут же их бросить. Но это уже был вздох
не каторжника, а археолога.
Со знанием дела бывший зек пишет дальше: «Видимо,
Ермаком, по его замыслу, была выстроена Новая
Мангазея. Ныне – Туруханск... Самое тяжелое место
ссылки, но удобное для побегов!..»
Кстати, и по побегам Леонид Леонидович был
серьезным специалистом. В сорок третьем году
бежал из фашистского плена и скрылся в монастыре,
где был пострижен в монахи под именем Лаврентия.
«...Покойная жена, Клавдия, провожая на войну, дала
мне псалом Давида, – рассказывал Оболенский. –
Читал его в минуты, когда было тревожно, и,
казалось – беда!.. Приходила уверенность, что
пули и осколки летят мимо! Даже если бы и попали,
то почел бы это за ошибку...»
После лагеря и ссылки нечего было и думать о
Москве, и Оболенский прибился к Свердловской
киностудии, где режиссером научно-популярного
кино и работал мой дедушка. Оболенского
определили администратором в мультцех, потом
ассистентом режиссера. Для ученика Льва Кулешова
и соратника Эйзенштейна это было, конечно,
унижение. Но острее всего такое положение
переживал не Оболенский, а мой дед. Он ездил в
Москву, добивался у начальства, чтобы
Оболенскому присвоили режиссерскую категорию,
горячился: «Вы под стол пешком ходили, а он уже
был режиссером-постановщиком игровых фильмов! Он
волею обстоятельств попал в ассистенты...»
Наконец Оболенскому стали доверять съемки
учебных фильмов. Но таких, за которые никто не
брался. Первая режиссерская работа Оболенского в
Свердловске называлась «Кроликовод».
Дедушка иногда передавал Оболенскому свои темы,
уже утвержденные начальством: «Все-таки это не
понос у курицы...» По этим подаренным темам
Оболенский снял в качестве режиссера фильмы
«Уральские самоцветы» и «Где не ступала нога
человека».
«Для съемок ему не давали транспорта, –
вспоминал дедушка, – и он везде ходил пешком. Жил
в общежитии. Одежду для него однажды выпрашивали
в костюмерной. Бедствовал. А был самым веселым
человеком на студии...»
Сохранилась переписка моего дедушки с
Оболенским за последние годы. В ней нет ничего
стариковского. «Жду вызова от Герасимова...»
«Если ты до половины января дома, – я бы к тебе на
денек, если не обременю. Дома не сидится...»
«Снимаюсь в трех картинах!..» «Купаюсь впервые в
Днепре, впервые за мои 75...» «Живу серой актерской
жизнью...» «Утвердили на роль князя Соколовского
в «Подростке» Достоевского – пятисерийном
фильме для ТВ...» «В Одессе снялся в фильме
«Профессия – синьор из общества». Итальянская
комедия. Я в эпизоде, но в ансамбле чудесных
актеров: Софико Чиаурели, Ширвиндт, Удовиченко и
Гринько!..»
А в последнем письме, подписанном «Инвалид
Инвалидыч»: «...Не обижайся, Леонид, за молчание. И
сидячему нет покоя!..»
Самое творческое и успешное время их жизни
пришлось на тот возраст, в котором сегодня
человеку дозволено интересоваться лишь
прибавкой к пенсии. Как встречают стариков в
транспорте, в богатых и небогатых магазинах... До
чего мы их довели, Господи! Вот они идут по улице,
будто в ожидании удара – тихие, замученные,
обманутые...
За последние годы мы забыли, какими красивыми
могут быть старики.
В 77 лет Леонид Оболенский получил «Золотую
нимфу» на фестивале в Монте-Карло за лучшую
мужскую роль! А мой дедушка взялся за свой
последний фильм в 82 года и, конечно, снял бы его,
если бы не развалился к тому времени советский
кинематограф.
Только когда Оболенскому исполнилось 85, он
написал деду: «Меня устраивает покой...» Но и за
этот вынужденный покой он благодарил Бога.
Пережили все унижения эпохи – и не унизились.
Теряли последние сбережения и умели красиво жить
на последнюю копейку. Не ожесточились. Смеялись,
шутили, были легки на подъем, любили все быстрое
– самолеты, экспрессы, лошадей... Им удалось
сохранить неповрежденным достоинство. А значит
– свободу. В одном из последних своих писем
дедушке Оболенский писал: «Я очень счастлив и
свободен. Светло на душе...»
Как я хотел научиться всему этому у них –
достоинству, свободе, азарту, юмору... Да, видно, не
успел. И хотя подоспели годы политической
свободы, я часто чувствую себя стесненным и
чем-то придавленным. А порой и совершенно
униженным. И это даже не зависит от того, что
происходит на улице, в телевизоре или за стеклом.
Наверное, мне просто не хватает стариков. Всего,
что они унесли с собой. Юрий Трифонов в одной из
своих ранних повестей писал: «Необходимо
единственное – атмосфера простой человечности...
Никто не может выработать это ощущение сам,
автономно, оно возникает от других, от близких...»
Я говорил об этом со свердловским поэтом Андреем
Комлевым, он дружил с Оболенским в 70–80-е годы.
Андрей рассказывает: «Я приезжал в Миасс,
расспрашивал днями и ночами. У него был ясный ум и
цепкая память. Он свободно переходил на
французский, немецкий... И при этом был мастеровым
человеком – мог отладить любую кино- и
фотоаппаратуру, электрику, шил обутки и сумки...
Главное, в нем было столько света! – что я
большего в людях не видел. И делалось стыдно,
понималось, что весь набор сногсшибательных
деталей и фактов вокруг него – все это
совершенно не важно. Да не будь бы ничего! Он сам
– неповторимейшее явление...»
Леонид Леонидович всю жизнь страдал от своей
громкой и знаменитой фамилии. После 17-го года в
нем постоянно подозревали княжеского потомка, а
в последние годы, когда князья вошли в моду, он
устал отбиваться от комплиментов. Говорил: «Я
обычный сынок русского интеллигента».
Андрей Комлев продолжает: «Он делился со мной
лучшим и рад был бы поделиться со всем родом
людским. А к нему все приставали – князь? не
князь? – выуживали подробности из быта
знаменитостей, с которыми свела его судьба.
Бывший пленный и зек, скиталец, бедный старик в
скудной однокомнатной хрущевке – он и был
князем, но не по родословно-кастовым счетам, а в
смысле истинного благородства. Неотразимый,
несравненной красоты старик с блистающими
глазами и все освещающей улыбкой...»
Андрей собирался написать повесть об Оболенском,
но Леонид Леонидович решительно порушил этот
замысел. «... Никакой обо мне повести не получится.
Ибо ничего ценного я после себя не оставляю. Быть
все время рядом с интересными людьми – это не
значит быть самому фигурой значительной...
«Греться около чужой славы» – это уже совсем
дурной тон и маразм. Я хоть и немного – но сам по
себе. Кому-то в чем-то помог... Все это интересно
лишь для архива, когда через полста лет
перелистают записи и сквозь них глянет время...»
О фильмах он даже не упоминает. Актерство свое
считал если не любительским, то «фактурным».
Понадобились вдруг режиссерам благородные седые
старики, которые могли бы и ручку даме
поцеловать, и по-французски переброситься, и
по-латыни монолог произнести. Хватились – а нет в
советской стране таких стариков. Ну не из-за
границы же эмигрантов выписывать? А тут вдруг
говорят, что есть такой Оболенский... Вот и
пригодился, как он говорил, старый гимназист и
седые волосы.
Несколько лет назад я встретил на Урале человека,
который учился вместе с Оболенским в Пермской
гимназии имени Александра Благословенного.
Когда в 17-м году на улицах столиц уже
постреливали, а мародеры потрошили винные
склады, в провинциальной Перми всех гимназистов
собрали в актовом зале, и директор гимназии
востоковед Герман Германович Генкель прочитал
детям доклад о значении Багдада в мировой
культуре. За окнами кто-то свистел и гикал, но все
слушали директора. Не потому, что боялись, а
просто очень интересно рассказывал Герман
Германович. Только слышно было, как тяжело
вздыхал старичок-священник...
На могиле Оболенского стоит деревянный крест. На
кресте по завещанию сделали надпись: «Инок
Лаврентий, в миру Леонид».
Леонид Оболенский. Из хроники жизни
Родился в Арзамасе 21 января 1902 года. В
Красной армии – корреспондент армейской газеты
3-й армии Восточного фронта. 1920 год – Москва.
Поступил в Госкиношколу. 1922–1924 –
актер-чечеточник в театре «Кривой Джимм»
(Сатиры). С 1925 года – режиссер киностудии «Русь».
В 1929 году – командировка в Берлин – ознакомление
с технологией кинозвуковой съемки, знакомство с
Марлен Дитрих и Альбертом Эйнштейном.
Звукооформитель на фильме Бориса Барнета
«Окраина». Знакомство с Маяковским. Работа
звукооператором на фильме Сергея Эйзенштейна
«Бежин луг». 1937 г. – арест. Через год –
освобождение, возвращение в Москву. Преподавание
во ВГИКе. 1941 г. – с институтом ушел в народное
ополчение. Брянско-вяземское окружение и плен. В
43-м – удачный побег из плена. В 45-м сам явился в
МВД, арестован как бывший пленный по ст. 58 п.1а.
ГУЛАГ. Работа на строительстве дороги Салехард –
Игарка. Затем – в Доме культуры вольнонаемных
работников. Как режиссер поставил 20 спектаклей.
1952 год – освобожден. Остается в Минусинске.
Осветитель, актер и режиссер в местном театре. С
середины пятидесятых – на Урале. Режиссер
научно-популярных фильмов на Свердловской
киностудии. Корреспондент и оператор на
Челябинском телевидении.
В 80-х годах снимался в фильмах «Подросток»,
«Россия молодая», «Красное и черное», «Факт»,
«Чисто английское убийство», «На исходе лета»,
«Прости, прощай» и многих других.
Умер в городе Миассе в ноябре 1991 года.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|