ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА
Кто его знает, этот памятник!
Как Минин и Пожарский собирали
статистическое ополчение и что из этого
получилось
Уже больше года моя бабушка – журналист
и преподаватель, не потерявшая с уходом на пенсию
своей любознательности и уникальной
общительности, – проводит своеобразный опрос:
она спрашивает у разных людей, кто такие Минин и
Пожарский. А началось все с того, что один юноша, с
которым она разговорилась у знакомых, на
упоминание этих имен прореагировал с полным
непониманием и равнодушием. “Как же ты не знаешь?
– удивилась она. – Ты же недавно закончил
школу!” – “А зачем мне это? Да и никто не знает!”
И бабушка стала спрашивать – в надежде, что ее
молодой собеседник напрасно расписывается за
других. Увы, бабушкин улов в лучшем случае может
повеселить, но не обнадежить.
Привожу формулы, сокращая диалоги, которые
бабушка передавала в забавных подробностях.
– Простите, можно вам задать один вопрос?
– Да, пожалуйста.
– Помните, кто такие Минин и Пожарский?
– Нет.
Вариант ответа:
– Да.
– Кто же они?
– Памятник.
Процентов 70 отвечали “не знаю”, процентов 10 –
“что-то слышал, но точно не помню”. Еще процентов
7–8 “знающих” отвечали совершенно неожиданно.
Думаю, этих вводил в заблуждение союз “и”,
объединяющий двух действующих лиц, и они спутали
русских деятелей с Кириллом и Мефодием, а тех, в
свою очередь, еще и с Иваном Федоровым.
Ответы были такие:
– Печатники.
– Первопечатники.
– Изобрели какие-то буквы.
Но все же была группа ответов, связывавших Минина
и Пожарского с какими-то военными заслугами:
– Ополченцы.
– Граждане. Нет, гражданин был один.
– Полководцы.
– Спасли Москву от пожара.
– Прогнали французов.
И вот совершенно неожиданное суждение:
– Конечно, помню. Это герои Гоголя.
Приезжая к нам в Тулу или к своей другой внучке в
Москву, бабушка продолжала свой опрос, особенно
когда приходилось ждать транспорт. Возвращаясь,
она веселила нас новыми трофеями, а мы все
смеялись: “Ну что там еще совершили твои Минин и
Пожарский?”
– Освободили Россию от татаро-монгольского ига.
– Присоединили Украину к России.
– Подняли восстание декабристов.
– Пожарский – крупный советский адмирал.
Брат Михаил спросил ее однажды: “Ну ты хоть
фиксируешь данные своего социологического
опроса?” – “Конечно, нет. Что помню, то помню”.
Как только сообщили, что умер Алексей Маресьев,
бабушка стала спрашивать мальчишек, знают ли они,
кто он такой. Не знают! А ведь Москва совсем
недавно прощалась с ним. “А-а, – начал соображать
один. – Мамка говорила: сначала отец умер, а потом
сын”. “Да нет, это Николай Еременко. Их, этих
артистов, одинаково звали, и ушли они с разницей в
год”. Она начала рассказывать, и тут пошла
настоящая окрошка, какие-то невразумительные
обрывочные крохи, которые извлекали ребята из
завалов своей памяти: “он в ванне парился”, “он
танцевал”, “у него нога болела”.
– Он в лесу полз и волка встретил”, – вдруг
обрадовался еще один.
– Мальчики, но почему же народ скорбит о нем?
– Не знаем. А расскажите, почему?
– Потому что это был уникальный, единственный в
мире летчик, который летал без обеих ног. И не
только летал, но и сбил семь фашистских
самолетов.
И мальчишки, раскрыв рты, стали слушать.
А потом решили взять реванш. Во дворе один ее
собеседник спросил: “А можно теперь я вам задам
вопрос?” – “Задавай!” – “Кто такой Павел
Буре?” Чувствовалось, что бабушка довольна тем,
что не оплошала: “О, – ответила она, – это был
основатель часовой фирмы. Часы Павла Буре не
уступали знаменитым швейцарским, а может быть, в
чем-то и превосходили их. И это был предок
знаменитого хоккеиста Павла Буре, который, к
сожалению, сейчас играет за рубежом”. Бабушка
ответила и на вопрос, кто такой Никон. Спросивший
ее паренек (конечно, уже в ответ на вопрос о
Минине и Пожарском) случайно оказался родом из
одного с патриархом села.
И бабушка стала читать ребятам, тем, кто хотел
слушать, мини-лекции о царевиче Дмитрии, о
Годунове, о Лжедмитрии, Марине Мнишек, о Михаиле
Романове.
“Значит, потеряны только исторические знания, –
говорит она, – но не интерес к истории. Все
зависит от позиции взрослых”.
Думаю, справедливости ради надо хотя бы
обозначить тех людей, которые знали ответ на
бабушкины вопросы. Первым в бабушкиной копилке
осведомленных в русской истории людей появился
рабочий, который прокладывал трубы где-то
неподалеку от воронежского цирка. Бабушка
проходила мимо, ей понравилось его спокойное
доброе лицо. Человеку было лет 45–50. Когда она его
похвалила, он вздохнул и пояснил: “Нас хорошо
учили в школе”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|