НОВЫЕ ЦЕННОСТИ
Говорят, она совсем не военная
и не подготовка вовсе...
Но старшеклассникам снова дадут
автоматы и заставят ходить строем
5 марта в Кремле состоялось заседание
Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.
В нем приняли участие «профильные» министры,
деятели культуры, руководители федеральных
телеканалов.
Разброс обсуждавшихся тем казался непомерно
большим, но, по сути, все говорили об одном – «как
нам вырастить новое полноценное поколение
граждан?».
В своем выступлении В.Путин затронул и проблемы
школы. «Нам нужна новая педагогика, опирающаяся
на новую систему ценностей», – заявил президент.
Попробуем проследить, как это заявление
президента соотносится со школьной
реальностью...
Очевидно, что та действительно новая
система ценностей, возникшая в школе за десять
постсоветских лет, во многом обязана своим
появлением Закону «Об образовании». Именно в нем
закреплены новообретенные константы школьной
жизни – светскость, свобода и плюрализм,
демократический, государственно-общественный
механизм управления. И, конечно, гражданский,
гуманистический характер школы.
Так что новая система ценностей у нас уже есть.
Еще недавно мы могли уверенно сказать, что жизнь
в школе действительно определяется положениями
Закона «Об образовании». И в этой среде рождается
новая педагогика: учителя постепенно учатся
работать исходя из новых предпосылок, делать это
свободно и творчески.
Однако сейчас этого уже нельзя сказать с прежней
уверенностью. Демократические свободы школы
урезаются все больше и больше. Краеугольные
положения школьной жизни превращаются для
заинтересованных ведомств в камни преткновения.
А значит – их обходят, умалчивают, подменяют. В
частности, такое произошло и с гражданским
характером образования.
В Законе «Об образовании» написано: «...Военная
подготовка в гражданских общеобразовательных
учреждениях может проводиться только на
факультативной основе с согласия обучающихся и
(или) их родителей (законных представителей)». Это
означает, что никто не вправе обязать ученика
зубрить армейский устав, разбирать и собирать
АКМ и рыть окопы.
Но, оказывается, «военная подготовка» – это одно,
а «обучение граждан начальным знаниям в области
обороны и подготовка по основам военной службы»
– совсем другое! С третьего мая прошлого года,
согласно совместному приказу министра
образования и министра обороны.
Теперь все школьники, достигшие 16 лет (за
исключением негодных по здоровью), будут изучать
«конструкцию и правила обращения с ручным
стрелковым оружием, основы тактической,
медицинской, строевой подготовки, вопросы
радиационной, химической, биологической защиты
войск и населения». В обязательном порядке. С
выставлением оценки в аттестат и выездом на
военные сборы летом.
Кому не нравится – два шага вперед!
Проблема проста: в Законе «Об образовании»
написано про «военную подготовку», но не
объясняется, что это такое. Поэтому строевые
упражнения, военные сборы и бег в противогазе
можно назвать как-то иначе... и спокойно вводить в
школах. Такова логика двух ведомств –
Министерства образования и Министерства
обороны, издавших приказ. Логика на первый взгляд
детская: смени название – изменится содержание.
А на деле – взрослая и циничная: не можем
перекроить закон – устроим подмену.
Никто уже не вспоминает, что школа у нас
гражданская и отсутствие военных дисциплин есть
отдельный, в нашем случае основополагающий,
образовательный принцип.
Но может быть, «военная подготовка» и «обучение
основам...» действительно разные вещи? Вышедший в
1992 году Закон «Об образовании» отменил в школах
НВП, вывел эту дисциплину за рамки обязательного
курса. А сегодня нам предлагают “обучение
основам...”. Итак, сравним эти две программы
обучения военным дисциплинам – советскую и
российскую...
«Задачами прохождения учащимися курса по НВП
являются:
– изучение основ организации военной службы,
конструкции и правил обращения с боевым ручным
стрелковым оружием, основ радиационной,
химической и биологической защиты войск и
населения, получение навыков медицинской,
огневой, строевой, тактической подготовки».
«Задачами обучения граждан начальным знаниям в
области обороны и их подготовки по основам
военной службы являются:
– изучение основ безопасности военной службы,
конструкции и правил обращения с ручным
стрелковым оружием, основ тактической,
медицинской, строевой подготовки, вопросов
радиационной, химической и биологической защиты
войск и населения».
Найдете хоть одно отличие – получите приз от
Министерства юстиции, которое зарегистрировало
совместный приказ министров образования и
обороны, прямо нарушающий Закон «Об
образовании», и теперь, надеемся, ищет себе
оправданий.
Возрождение НВП – это и есть та новая педагогика,
о необходимости которой говорит президент?
...Учитель может рассуждать о новых ценностях,
проводить уроки в оснащенных компьютерами
классах, быть эрудированным профессионалом. Но
если он будет считать своих учеников винтиками
или шестеренками, такое почувствуют сразу. И вся
педагогика сведется к обману и принуждению.
«Мы должны вырастить новое, полноценное
поколение граждан...»
Во многих регионах страны военкоматы уже
методически обеспечивают обучение НВП. Время
выбрано правильно – 25 марта заканчивается курс, 1
апреля стартует призыв. Списки обученных
стрелять и ходить строем школы отправляют в
военкомат.
Круг замкнулся.
Если мы хотим, чтобы в школах действительно
появилась новая педагогика, не надо этому мешать.
Не надо заставлять учителей учить тому, чего
требует не учительский долг, а интересы власти.
А новая система ценностей у нас уже есть...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|