ОРИЕНТИРЫ
Школа:
новая система координат
Часть первая. БЕЗ ХОЗЯИНА
За десять лет после распада СССР и
начала становления рыночной экономики и
федеративного переустройства России
единственная народно-хозяйственная сфера,
которая оказалась не приватизированной и не
огосударствленной, – школа.
С нашей точки зрения, весь комплекс проблем,
обрушившийся сегодня на общее образование, –
разруха школьных зданий, нищета учителей,
средневековое оборудование лабораторий и
показательная пустота библиотечных полок, – все,
что приводит к постепенному упадку среднего
образования, сводится к одному
до сих пор не решенному вопросу:
– Чья в России школа?
Единственной содержательной попыткой от имени
власти дать ответ на этот вопрос стало принятие
в 1992 году Закона РФ «Об образовании».
И чем дальше от этой точки на оси времени уходит
история российской школы, тем яснее становится,
что ответ, который складывается
сам собой, звучит так:
– Школа в России ничья.
Но может быть, это знак, что в российском
образовании формируется новый институт:
автономный и никому не принадлежащий. Имя ему –
Школа.
Муниципальная школа невозможна без
собственности на землю
В лучших традициях гражданского
общества и демократического государства школа в
России принадлежит местному сообществу. И это
почти единственная для нее возможность
существовать нормально. Но необходимым условием
должно быть наличие у членов местного сообщества
собственности и достаточного уровня доходов,
чтобы содержать школу. А также больницу, дороги,
милицию, жилищно-коммунальное хозяйство.
Основой всего этого, повторим, должна быть
безусловная собственность на землю, наличие ее
залоговой стоимости, возможность продажи, аренды
и т.п. Поэтому пока коммунисты и левые аграрии в
Государственной думе будут стеной стоять против
принятия законодательства, развивающего частную
собственность на землю… эффективной
образовательной политики быть не может.
Итак, формально школа муниципальная, но у
местного самоуправления почти нет возможности
ее содержать. Являясь
муниципально-государственной, школа, по сути, ни
муниципальная, ни государственная. Ничья.
Школа в тени
…Ничья школа не имеет права и
возможности выживать самостоятельно. Перевод ее
счетов в казначейство окончательно лишил школу
самостоятельности и превратил из хозяйствующего
субъекта в неповоротливое учреждение, не
являющееся к тому же прямым бюджетополучателем.
А отмена льготного налогообложения и
невыгодность получения доходов от легальной
хозяйственной деятельности для последующей
реинвестиции в уставные цели отбивают всякую
охоту у директоров хоть как-то зарабатывать и
превращают их в иждивенцев – нищих, но
законопослушных.
Напоследок добавим, что государство, не беря на
себя ответственности за школу, не делегируя ее
частному образовательному предпринимательству
и не обеспечивая эффективности муниципалитета,
перекрывает кислород и попечительству. До сих
пор нет никаких стимулов для общественных
инвестиций в образование. Благотворительность
превратилась в фискальную систему, а участие
работодателей в определении содержания
профессионального образования, в том числе и
финансово, пресекается на корню. Мы, наверное,
единственная страна в мире, где люди, помогая
школе, предпочитают оставаться в тени.
Итак, первая и главная, на наш взгляд, проблема
образовательной политики состоит в том, что
школа – ничья.
Школа теряет статус института
образования
Многие считают, что простым
разграничением полномочий между федеральным,
региональным и муниципальным уровнями власти
можно разрешить проблематику ресурсного
обеспечения школы и установить стабильное
благополучие в системе финансирования
образования.
Другим простым решением считается традиционное
профсоюзное стремление установить особый статус
учителя и заставить всех и вся соблюдать
уважение к этому статусу. При этом выбор между
статусом государственного служащего и
работником муниципального образовательного
учреждения решается в пользу служащего и основан
на вере во всесильное государство, мудрое и
справедливое. Государство, которое спасет и
защитит…
Но эффективных механизмов обеспечения школы
ресурсами ни в одном, ни в другом случае не
предлагается.
Поэтому мы считаем, что без принципиального
решения вопроса «чья школа?» все остальное будет
полумерами и приведет в конце концов к тому, что
система образования превратится в институт
детского призрения. Что само по себе благородно и
почетно, но потеря школы – это потеря
институциональности воспроизводства культуры.
Возможно, это естественный процесс.
Но для меня очевидно другое. Школа разваливается
и как формальная институция: стены рушатся, люди
уходят. Не имея ни ресурсов, ни общественного
мандата, школа предпринимает отчаянную попытку
стать фабрикой по подготовке студентов в вуз,
причем уже с первого класса. А детские сады – еще
раньше. Но поскольку и для самой школы, и для
большинства детей это не актуально, получается
ровно наоборот: к девятому классу
“некондиционное сырье” выбраковывается, а
остальных в профильном порядке качественно
готовят «к службе в вузе».
Повторяю, может быть, с культурологической точки
зрения это объективный процесс – устарела школа,
что ж тут поделать…
Сколько здесь объективного, а сколько от
непонимания значимости системного образования
– судить трудно.
Доля системного образования, с моей точки зрения
– при том что я убежденный сторонник
неформального образования, – должна оставаться
не только значительной, но и доминирующей. Потому
что общественная потребность в нем велика.
Потребность же в альтернативных формах
образования значительно меньше, и это
объективная реальность. А морфология системы
образования, ее институтов должна
соответствовать структуре общественных
потребностей. Поэтому упадок школьной
институции, который мы сегодня наблюдаем, –
абсолютно неестественная тенденция.
Другое дело, что общественные потребности
развиваются во многом из-за инновационного
образования, мы делаем это, насколько хватает сил
и талантов.
Собственно, эвриканская сеть ФЭП и есть попытка
инициировать в обществе новые образовательные
потребности через предложение
культурно-образовательных инициатив, через
государственно-общественную поддержку этих
инициатив, через превращение их в системные
проекты. Не случайно весь проект идет в рамках
Федеральной программы развития образования.
Но для того чтобы развитие этих потребностей и
инициатив проходило нормально, без революций и
катаклизмов, необходима несущая конструкция –
стабильно функционирующая традиционная система
школьного обучения.
Парадокс же заключается в том, что ее сохранение,
с нашей точки зрения, требует инновационных
проектов в области образовательной политики.
Эти проекты касаются самой школы как института,
того, кто и как управляет школой, кто и как
распоряжается школьными деньгами и откуда они
берутся, а также роли государства в школьной
жизни.
Назвать их можно так:
Школа как единица развития.
Граждане как управляющие школой.
Частные компании как управляющие школьными
деньгами.
Продолжение в следующем
номере
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|