УЧЕБНИКИ N 52
Екатерина ВАРЛАМОВА
Республиканский мультимедиа-центр
Учащийся не должен быть ограничен ни
временными, ни пространственными рамками
О системе дистанционного обучения в
мультимедийном курсе географии
Республиканского мультимедиа-центра
С развитием компьютерных технологий,
телекоммуникационных средств, и прежде всего
средств Интернета, человечеству открылись новые
пути и возможности получения знаний. Развитие
применения ЭВМ как средства связи и появление
глобальной сети Интернет открыли широчайшие
возможности для дистанционного обучения. При
этом дистанционное обучение получило уже новое
качество – учащийся почти не ограничен
пространственными, а главное, временными рамками
для получения информации.
Однако успешность и качество обучения зависят не
столько от количества изучаемых материалов,
сколько от эффективной организации процесса
приобретения знаний, педагогического качества
используемых материалов, а также способов их
представления.
Одним из возможных решений поставленных задач
является интеграция систем дистанционного
обучения и мультимедийных учебных программ.
Согласно последним научным исследованиям, “люди
в основном помнят 10% того, что они читают, 20% того,
что они слышат, 30% того, что они видят, и 50% того,
что они слышат и видят…”. Если вовлечь
обучаемого в активные действия в процессе
обучения, например, при помощи интерактивных
обучающих программ, то доля усвоенного материала
может составить 75%.
Традиционно учебная информационная база,
используемая в системах дистанционного
обучения, представляет собой упорядоченную
текстовую информацию, сопровождаемую небольшим
количеством иллюстраций. Это обусловлено в
первую очередь общими ограничениями,
накладываемыми на объемы и формат передаваемых в
сети Интернет данных, а не педагогическими
особенностями разрабатываемых курсов.
В настоящий момент учебные курсы,
разрабатываемые с использованием
мультимедиа-технологий, распространяются на
CD-ROM-дисках и используются в основном в качестве
пособия для самообразования.
В настоящее время наиболее распространены две
основные формы взаимодействия компьютерного
учебника и ученика: в одном случае ученик задает
вопросы учебнику (справочники), в другом –
компьютер задает вопросы ученику (тестеры). Часто
встречаются учебники, механически сочетающие
эти две формы контакта. Эти формы, взятые
обособленно друг от друга, обладают своими
областями применения, достоинствами и
недостатками, однако ни одна из этих форм не
решает главную проблему, связанную с
предоставлением равных возможностей учащимся в
получении знаний. Кроме того, любая форма
обучения должна предусматривать не только
гибкое сочетание самостоятельной
познавательной деятельности учащихся с
различными источниками информации, но и
оперативное и систематическое взаимодействие с
ведущими преподавателями курса и
консультантами-координаторами.
В этой связи особый интерес представляет такой
синтез этих форм, при котором их достоинства
сохранялись бы, а недостатки – компенсировались,
в частности, возможным вариантом решения может
стать введение в схему взаимодействия ученик –
учебник третьего лица – учителя. В этой схеме
учитель может выполнять функции, связанные как с
консультированием учащихся, так и с контролем их
знаний.
Для реализации данной схемы на практике
сотрудниками Республиканского
мультимедиа-центра был разработан принципиально
новый вид мультимедиа-учебника, включающего
раздел для работы учеников в режиме
дистанционного обучения.
Учитывая предыдущий опыт разработчиков, а также
тот факт, что данная система будет являться
частью серии разработок «Мультимедиа в школе»,
выполняемых по заказу Министерства образования
России, была создана качественно новая система,
позволяющая координировать работу как уже
имеющихся мультимедийных учебных программ
указанной серии, так и возможных будущих.
В рамках данной системы была создана единая база
данных, включающая информацию о пользователях,
работающих в разделе дистанционного обучения
мультимедиа-учебника «География. 7 класс», а
также пользователях, работающих в
соответствующем разделе учебника «География. 8
класс». В общую базу также были помещены вопросы
тестового контроля, используемые в учебнике за 8
класс.
Следует отметить, что в отличие от существующих
аналогов дистанционного обучения нагрузка,
связанная с формированием вопросов тестового
контроля, ложится на разработчиков учебного
курса, а не на самого преподавателя. Таким
образом обеспечиваются более профессиональный
подход к формированию теста в целом и
объективное оценивание уровня знаний учащихся.
Научно обоснованные принципы и методы создания
тестов сформировались сравнительно недавно, в
20–60-х годах XX столетия, в течение которых
создавалась и развивалась так называемая
классическая теория тестов. Современный период
возникновения и функционирования тестового
контроля, начавшийся с 70-х годов, характеризуется
применением к решению психолого-педагогических
задач методологии латентно-структурного анализа
(LSA), позволяющей на основе фундаментального
теоретического подхода решать ряд задач
педагогического тестирования.
Психолого-педагогическим вариантом LSA является
распространенная на Западе современная теория
Item Response Theory (IRT).
Составление и подбор заданий для учебника были
выполнены преподавателями кафедры «Методика
преподавания географии» МПГУ под руководством
зав. кафедрой проф. В.П.Дронова и сотрудниками
Центра тестирования выпускников
общеобразовательных учреждений при
Министерстве образования РФ. Все вопросы прошли
апробацию и были отобраны в соответствии с
качественными критериями (надежность и
валидность).
Из банка этих заданий преподавателю, работающему
с учащимися в режиме дистанционного обучения,
предлагается формировать рубежные контрольные
работы. Причем преподаватель может выбрать для
проверки как целый раздел учебника, так и
конкретный его параграф. Кроме того, учителю
предоставляется такая возможность, как
формирование «индивидуальных контрольных
работ». Она заключается в том, что системой на
базе предварительно проведенного анализа
формируется список вопросов, на которые ученик
отвечал в рамках тестового контроля учебника, с
указанием относительной сложности каждого из
вопросов (выраженной в т.н. коэффициенте
сложности) для данного конкретного ученика!
Таким образом, преподаватель, учитывая
индивидуальные способности учеников, может
формировать контрольные работы с разным уровнем
сложности.
Для обеспечения более качественного ведения
учебного процесса преподавателю необходимо
обладать как можно более полной информацией о
ходе изучения учащимся учебных материалов и
выполнения им заданий для самоконтроля.
Консультирование должно носить систематический
характер. Преподаватель должен знать, что могло
вызвать у ученика подобный вопрос – незнание
материала или неясность его изложения, какие
разделы «учебника» вызывают затруднения в
понимании и усвоении и требуют дополнительного
разъяснения, а какие, наоборот, интуитивно
понятны. К сожалению, большинство систем
дистанционного обучения не обладает
возможностями по обеспечению преподавателя
подобной информацией, поскольку ориентировано
на групповое, а не индивидуальное обучение. Для
решения этой проблемы мультимедийный учебник
снабжен системой сбора и накопления
соответствующей статистической информации,
которая после предварительной математической
обработки выдается учителю в виде графиков,
сводных таблиц и гистограмм, позволяющих
проследить динамику всего процесса обучения
ученика.
Возможности системы широки, но в любом случае она
всего лишь инструмент. Хочется надеяться, что
данная интегрированная система дистанционного
обучения найдет свое применение и поможет
ученикам из разных городов нашей страны получить
обширные и качественные знания.
В настоящий момент мультимедиа-учебники
«География. 7 класс. Наш дом Земля. Материки,
океаны, народы, страны» и «Начальный курс
географии. 6 класс» утверждены ФЭС в перечне
электронных изданий учебного назначения для
закупки и поставки в сельские школы в рамках
Федеральной целевой программы развития
образования, а «География. 8 класс. Природа и
население России» готовится к выходу в массовый
тираж. Начата работа над курсом географии за 9
класс.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта www.E-English.ru. Посетив сайт www.E-English.ru, Вы сможете записаться на курс, который позволит выучить английский язык онлайн. Опытный Педагог Игорь Игоревич Хохлов, определит Ваш уровень владения английским языком и составит подходящую программу обучения. Составленные в виде аудио подкастов теоретические материалы, позволят освоить курс в комфортной обстановке и в любое удобное для Вас время, а занятия в онлайн-классе закрепят полученные знания и научат применять их на практике.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|