Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 52 
 

Екатерина ВАРЛАМОВА
Республиканский мультимедиа-центр

Учащийся не должен быть ограничен ни временными, ни пространственными рамками

О системе дистанционного обучения в мультимедийном курсе географии Республиканского мультимедиа-центра

Система дистанционного обучения в мультимедийном курсе

С развитием компьютерных технологий, телекоммуникационных средств, и прежде всего средств Интернета, человечеству открылись новые пути и возможности получения знаний. Развитие применения ЭВМ как средства связи и появление глобальной сети Интернет открыли широчайшие возможности для дистанционного обучения. При этом дистанционное обучение получило уже новое качество – учащийся почти не ограничен пространственными, а главное, временными рамками для получения информации.
Однако успешность и качество обучения зависят не столько от количества изучаемых материалов, сколько от эффективной организации процесса приобретения знаний, педагогического качества используемых материалов, а также способов их представления.
Одним из возможных решений поставленных задач является интеграция систем дистанционного обучения и мультимедийных учебных программ.
Согласно последним научным исследованиям, “люди в основном помнят 10% того, что они читают, 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят, и 50% того, что они слышат и видят…”. Если вовлечь обучаемого в активные действия в процессе обучения, например, при помощи интерактивных обучающих программ, то доля усвоенного материала может составить 75%.
Традиционно учебная информационная база, используемая в системах дистанционного обучения, представляет собой упорядоченную текстовую информацию, сопровождаемую небольшим количеством иллюстраций. Это обусловлено в первую очередь общими ограничениями, накладываемыми на объемы и формат передаваемых в сети Интернет данных, а не педагогическими особенностями разрабатываемых курсов.
В настоящий момент учебные курсы, разрабатываемые с использованием мультимедиа-технологий, распространяются на CD-ROM-дисках и используются в основном в качестве пособия для самообразования.
В настоящее время наиболее распространены две основные формы взаимодействия компьютерного учебника и ученика: в одном случае ученик задает вопросы учебнику (справочники), в другом – компьютер задает вопросы ученику (тестеры). Часто встречаются учебники, механически сочетающие эти две формы контакта. Эти формы, взятые обособленно друг от друга, обладают своими областями применения, достоинствами и недостатками, однако ни одна из этих форм не решает главную проблему, связанную с предоставлением равных возможностей учащимся в получении знаний. Кроме того, любая форма обучения должна предусматривать не только гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, но и оперативное и систематическое взаимодействие с ведущими преподавателями курса и консультантами-координаторами.
В этой связи особый интерес представляет такой синтез этих форм, при котором их достоинства сохранялись бы, а недостатки – компенсировались, в частности, возможным вариантом решения может стать введение в схему взаимодействия ученик – учебник третьего лица – учителя. В этой схеме учитель может выполнять функции, связанные как с консультированием учащихся, так и с контролем их знаний.
Для реализации данной схемы на практике сотрудниками Республиканского мультимедиа-центра был разработан принципиально новый вид мультимедиа-учебника, включающего раздел для работы учеников в режиме дистанционного обучения.
Учитывая предыдущий опыт разработчиков, а также тот факт, что данная система будет являться частью серии разработок «Мультимедиа в школе», выполняемых по заказу Министерства образования России, была создана качественно новая система, позволяющая координировать работу как уже имеющихся мультимедийных учебных программ указанной серии, так и возможных будущих.
В рамках данной системы была создана единая база данных, включающая информацию о пользователях, работающих в разделе дистанционного обучения мультимедиа-учебника «География. 7 класс», а также пользователях, работающих в соответствующем разделе учебника «География. 8 класс». В общую базу также были помещены вопросы тестового контроля, используемые в учебнике за 8 класс.
Следует отметить, что в отличие от существующих аналогов дистанционного обучения нагрузка, связанная с формированием вопросов тестового контроля, ложится на разработчиков учебного курса, а не на самого преподавателя. Таким образом обеспечиваются более профессиональный подход к формированию теста в целом и объективное оценивание уровня знаний учащихся.
Научно обоснованные принципы и методы создания тестов сформировались сравнительно недавно, в 20–60-х годах XX столетия, в течение которых создавалась и развивалась так называемая классическая теория тестов. Современный период возникновения и функционирования тестового контроля, начавшийся с 70-х годов, характеризуется применением к решению психолого-педагогических задач методологии латентно-структурного анализа (LSA), позволяющей на основе фундаментального теоретического подхода решать ряд задач педагогического тестирования. Психолого-педагогическим вариантом LSA является распространенная на Западе современная теория Item Response Theory (IRT).
Составление и подбор заданий для учебника были выполнены преподавателями кафедры «Методика преподавания географии» МПГУ под руководством зав. кафедрой проф. В.П.Дронова и сотрудниками Центра тестирования выпускников общеобразовательных учреждений при Министерстве образования РФ. Все вопросы прошли апробацию и были отобраны в соответствии с качественными критериями (надежность и валидность).
Из банка этих заданий преподавателю, работающему с учащимися в режиме дистанционного обучения, предлагается формировать рубежные контрольные работы. Причем преподаватель может выбрать для проверки как целый раздел учебника, так и конкретный его параграф. Кроме того, учителю предоставляется такая возможность, как формирование «индивидуальных контрольных работ». Она заключается в том, что системой на базе предварительно проведенного анализа формируется список вопросов, на которые ученик отвечал в рамках тестового контроля учебника, с указанием относительной сложности каждого из вопросов (выраженной в т.н. коэффициенте сложности) для данного конкретного ученика! Таким образом, преподаватель, учитывая индивидуальные способности учеников, может формировать контрольные работы с разным уровнем сложности.
Для обеспечения более качественного ведения учебного процесса преподавателю необходимо обладать как можно более полной информацией о ходе изучения учащимся учебных материалов и выполнения им заданий для самоконтроля. Консультирование должно носить систематический характер. Преподаватель должен знать, что могло вызвать у ученика подобный вопрос – незнание материала или неясность его изложения, какие разделы «учебника» вызывают затруднения в понимании и усвоении и требуют дополнительного разъяснения, а какие, наоборот, интуитивно понятны. К сожалению, большинство систем дистанционного обучения не обладает возможностями по обеспечению преподавателя подобной информацией, поскольку ориентировано на групповое, а не индивидуальное обучение. Для решения этой проблемы мультимедийный учебник снабжен системой сбора и накопления соответствующей статистической информации, которая после предварительной математической обработки выдается учителю в виде графиков, сводных таблиц и гистограмм, позволяющих проследить динамику всего процесса обучения ученика.
Возможности системы широки, но в любом случае она всего лишь инструмент. Хочется надеяться, что данная интегрированная система дистанционного обучения найдет свое применение и поможет ученикам из разных городов нашей страны получить обширные и качественные знания.
В настоящий момент мультимедиа-учебники «География. 7 класс. Наш дом Земля. Материки, океаны, народы, страны» и «Начальный курс географии. 6 класс» утверждены ФЭС в перечне электронных изданий учебного назначения для закупки и поставки в сельские школы в рамках Федеральной целевой программы развития образования, а «География. 8 класс. Природа и население России» готовится к выходу в массовый тираж. Начата работа над курсом географии за 9 класс.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта www.E-English.ru. Посетив сайт www.E-English.ru, Вы сможете записаться на курс, который позволит выучить английский язык онлайн. Опытный Педагог Игорь Игоревич Хохлов, определит Ваш уровень владения английским языком и составит подходящую программу обучения. Составленные в виде аудио подкастов теоретические материалы, позволят освоить курс в комфортной обстановке и в любое удобное для Вас время, а занятия в онлайн-классе закрепят полученные знания и научат применять их на практике.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru