УЧЕБНИКИ N 52
Юрий МУРАВЬЕВ,
доктор философских наук
The rest is silence и беспросветность...

Есть всюду свет… Человек в
тоталитарном обществе.
Хрестоматия для старшеклассников / Сост.
С.С.Виленский. – 2-е изд. – М.: Возвращение, 2001. – 480
с.: ил.
Первое, что встречает нас в книге, – это
черно-белое великолепие иллюстраций. Книга
необыкновенно – с безукоризненно строгим и
взыскательным вкусом – оформлена художником
Ф.С.Меркуровым. Заботливо приведен и список работ
художников и фотографов, чьи работы использованы
в оформлении.
Возражения вызывает только подзаголовок.
«Человек в тоталитарном обществе». На этом
отнюдь не случайном подзаголовке лежит печать
научной ограниченности двоякого рода. Во-первых,
обозначение «тоталитарный» научно
неопределенно… Хотя и повсеместно
распространено. Во-вторых, это обозначение
употреблено расширительно: оно относится в
данном случае лишь к советскому тоталитаризму.
Вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что этот
термин, при всей его неопределенности, относится
прежде всего к германскому фашизму.
Заголовок этой «хрестоматии для
старшеклассников» – не случайность. Он –
концепция, пронизывающая всю книгу. Тогда
придется напомнить о не получившем решения споре
двух великих наших художников слова, также
представленных на почетном месте в этой
хрестоматии, – Варлама Шаламова и Александра
Солженицына. Последний, как известно, заявлял от
имени бывших лагерников: «Мы боролись…» Варлам
Шаламов не склонен преувеличивать значение этой
борьбы. Он даже сводит на нет значение этой
борьбы, утверждая, что лагерный опыт ни для кого
из людей не был положительным…
И что же? The rest is silence – «Дальнейшее – молчание»?
Вот он – гамлетовский вопрос. Это самое «to be or…».
Надо ли смиряться, «иль надо оказать
сопротивленье»? Серьезный вывод из советского
лагерного беспредела: оказать сопротивление, но
ДО того, как запрут в тупике беспросветного
тоннеля! Вот когда надо бороться. А не после! А
чтобы не повторилось – мало помнить. Надо
заплатить по историческим счетам. Не жертвам. Они
получили свое сполна. Всю чашу страданий. Что
здесь можно сделать? Только одно. Стать в
почетном карауле.
А вот палачи… Они скрыты. «Не надо охоты на
ведьм», – кричат натуральные ведьмы. Ценнее –
национальное и социальное единство. Какой ценой?
Тоталитарной… Где все едины. Чтобы все под пятой.
И под плитой… Вот почему вопль поэта жив:
«Удвоить, утроить у этой плиты караул. Чтоб
Сталин не встал. И со Сталиным – прошлое».
Книга кровоточит.
Что там говорить! Надо поставить одной из целей
всего воспитательного процесса в школе – чтобы
сам старшеклассник без принуждения
(принуждали-то довольно!), а по внутреннему
побуждению взял и прочитал эту книгу от корки и
до корки – прожил книгу вместе с героями. Тогда
останется маленькая надежда на то, что текущий
век не будет погружен в беспросветность и
безгласность. The rest is silence.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|