УЧЕБНИКИ N 52
Наука с птичьего полета
Ковалев Ю.Ю.
География мировой науки:
Учеб. пособие: – М.: Гардарики, 2002. – 156 с. с илл.
В высшей степени полезная и
поучительная книга, которую можно было бы
сделать настольной (не знаю большего
комплимента!) для современного ученого, да и
учителя географии или истории, которому
небезразличны судьбы того, чем он не может не
заниматься, даже если ему не платят денег из-за
«недостатка финансирования». Кстати, из этих
двух слов следовало бы сделать общепонятную
аббревиатуру – хоть на этом некоторую толику
бумаги и усилий сэкономить и ответить на
многочисленные почему. Многие диалоги у нас
тогда сократились бы.
– Почему?
– НФ.
И всё. А уж почему НФ – это и так ясно. Яснее, чем
всякие другие аббревиатуры, которые до того
любит автор этой книги, что аббревиатуру НИОКР,
вводимую на первой странице предисловия,
поясняет только на с. 14. Это «научные
исследования и опытно-конструкторские
разработки». Знающему ведомо, что у нас так с
давних пор именуют то, что на Западе обозначают
как «R&D».
Автор книги – ученик известного пионера научных
исследований в области «пространственной
организации мировой науки» Николая Васильевича
Алисова. Его памяти книга и посвящена. Ученик
оказался достойным учителя. На небольшом
пространстве десяти авторских листов развернута
панорама пространственной организации мировой
науки, да так, что при четком и безукоризненно
логичном построении глобальная картина
состояния науки в странах и регионах оказывается
предельно определенной. И поучительной.
В книжке три примерно одинаковые по объему главы:
наука как объект исследования
социально-экономической географии, собственно
география науки стран и регионов мира и, наконец,
особенности и перспективы развития науки в
России.
Книжку хотелось бы цитировать без конца. Место
для размышлений она тоже оставляет. Так что лучше
самим прочитать.
Конечно, особое внимание вызывает третья глава –
о российской науке. Выясняется, что особенностей
у российской науки (в основном удручающих) много,
а перспектив, похоже, никаких. И все это
подкреплено точными статистическими данными,
которые предельно убедительно представлены.
Разве, однако, мы и без того не знали этого? Знали.
Но всякий социолог (а книга, что ни говори, по
большей части относится к той сфере
трансдисциплинарных исследований, которые
теснее всего прилегают к социологии науки!)
знает, что одно дело – знать, что нечто плохо. И
совсем другое дело – знать, насколько именно
плохо. Даже если плохо совсем. А почему? Так ведь
НФ…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|