Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

АКСИОМА ВСТРЕЧИ 
 

Ирина ПРУСС

Колонка редактора

Ирина ПРУССДва мотива всегда переплетались в образе женщины: тема очага, уюта, стабильности, доходящей до консерватизма, – и романтическая возвышенность, магическая сила, вдохновенное колдовство. Обе темы без конца обрабатывались в культуре, в каждую эпоху
по-своему. Обе присутствуют в ней до сих пор.
Как-то так получалось, что женщина без конца оказывалась то выше, то ниже мужчины, но никак не могла встать с ним вровень. Советская власть написала лозунг эмансипации женщин на своих знаменах, но оказалось, и это обман. Как утверждает Алексей Левинсон, большевики просто создали огромную семью патриархального типа размером со всю страну, с отцом народов, физкультурников, лингвистов и сталеваров во главе, окруженном безграничной любовью женщин и детей.
Пока западные женщины боролись против мужского шовинизма, наши махали кайлом, чинили рельсы, останавливали коней, а их избы почему-то без конца горели. Тем не менее каждая девочка знала о своей будущей женской власти над мужчиной и вполне признавала некоторую долю магии в этой власти. Во всяком случае, как и несколько веков до того, девочки гадали на суженого-ряженого (по мнению Татьяны Щепанской, в Санкт-Петербурге вы и сегодня не найдете девушки, которая бы каким-нибудь способом не гадала “на любовь”) и, вооружаясь советами старших, готовились “прибрать их к рукам”.
Поразительная вещь эти советы старших, раздаваемые щедро и непринужденно направо и налево: вроде бы никто к ним особенно серьезно не относится, как и к гаданию на “палочках” или на ромашке, – но вместе с тем они создают некую культурную среду, сильно ориентированную на вполне определенное понимание жизни, представление о правильном и неправильном, должном и запретном, о целях и средствах к их достижению, и все это
как-то незаметно усваивается, становясь ориентирами новых поколений. Фольклористы из Петрозаводска во главе с И.В.Руппиевой просили вспомнить такие советы родных и близких; просили как студентов, приехавших учиться в Петрозаводск из разных сел и городков региона, так и людей среднего возраста и в самом Петрозаводске, и в Олонецком районе Карелии. В этих рекомендациях есть приметы самого последнего времени, вплоть до Интернета как средства создать семью, и тем не менее в основе их, как выясняется, лежат старые страхи и неприятие “чужого”, старые представления о женских и мужских ролях.
Но в культурной среде, нас окружающей и формирующей, все-таки начинают звучать и новые мотивы. Они, например, звучат с экранов телевизора во время столь надоевших всем рекламных пауз. Ведь реклама – это не просто показ какого-то товара с объявлением его цены и достоинств; каждый рекламный сюжет имеет и второй план – рассказ о том, что именно кто и как делает с этим товаром, потребляет его, получая от этого удовольствие. Возникают крохотные картинки разных стилей жизни с разным распределением ролей и разными возможностями для участников. И тут мы порой встречаем не только привычные персонажи заботливой жены и матери, управляющих домом, но и новые лица – например, “бизнес-леди” последнего российского разлива.
Стоит вглядеться в черты современной женщины России, воспитанной как традициями многих поколений, так и современностью,
по-прежнему сочетающей в себе романтическую возвышенность и колдовскую власть над мужчиной с привычной будничной, вполне практической ответственностью за уют и стабильность своего дома.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru