АКСИОМА ВСТРЕЧИ
Колонка редактора
Два мотива всегда переплетались в
образе женщины: тема очага, уюта, стабильности,
доходящей до консерватизма, – и романтическая
возвышенность, магическая сила, вдохновенное
колдовство. Обе темы без конца обрабатывались в
культуре, в каждую эпоху
по-своему. Обе присутствуют в ней до сих пор.
Как-то так получалось, что женщина без конца
оказывалась то выше, то ниже мужчины, но никак не
могла встать с ним вровень. Советская власть
написала лозунг эмансипации женщин на своих
знаменах, но оказалось, и это обман. Как
утверждает Алексей Левинсон, большевики просто
создали огромную семью патриархального типа
размером со всю страну, с отцом народов,
физкультурников, лингвистов и сталеваров во
главе, окруженном безграничной любовью женщин и
детей.
Пока западные женщины боролись против мужского
шовинизма, наши махали кайлом, чинили рельсы,
останавливали коней, а их избы почему-то без
конца горели. Тем не менее каждая девочка знала о
своей будущей женской власти над мужчиной и
вполне признавала некоторую долю магии в этой
власти. Во всяком случае, как и несколько веков до
того, девочки гадали на суженого-ряженого (по
мнению Татьяны Щепанской, в Санкт-Петербурге вы и
сегодня не найдете девушки, которая бы
каким-нибудь способом не гадала “на любовь”) и,
вооружаясь советами старших, готовились
“прибрать их к рукам”.
Поразительная вещь эти советы старших,
раздаваемые щедро и непринужденно направо и
налево: вроде бы никто к ним особенно серьезно не
относится, как и к гаданию на “палочках” или на
ромашке, – но вместе с тем они создают некую
культурную среду, сильно ориентированную на
вполне определенное понимание жизни,
представление о правильном и неправильном,
должном и запретном, о целях и средствах к их
достижению, и все это
как-то незаметно усваивается, становясь
ориентирами новых поколений. Фольклористы из
Петрозаводска во главе с И.В.Руппиевой просили
вспомнить такие советы родных и близких; просили
как студентов, приехавших учиться в Петрозаводск
из разных сел и городков региона, так и людей
среднего возраста и в самом Петрозаводске, и в
Олонецком районе Карелии. В этих рекомендациях
есть приметы самого последнего времени, вплоть
до Интернета как средства создать семью, и тем не
менее в основе их, как выясняется, лежат старые
страхи и неприятие “чужого”, старые
представления о женских и мужских ролях.
Но в культурной среде, нас окружающей и
формирующей, все-таки начинают звучать и новые
мотивы. Они, например, звучат с экранов
телевизора во время столь надоевших всем
рекламных пауз. Ведь реклама – это не просто
показ какого-то товара с объявлением его цены и
достоинств; каждый рекламный сюжет имеет и
второй план – рассказ о том, что именно кто и как
делает с этим товаром, потребляет его, получая от
этого удовольствие. Возникают крохотные
картинки разных стилей жизни с разным
распределением ролей и разными возможностями
для участников. И тут мы порой встречаем не
только привычные персонажи заботливой жены и
матери, управляющих домом, но и новые лица –
например, “бизнес-леди” последнего российского
разлива.
Стоит вглядеться в черты современной женщины
России, воспитанной как традициями многих
поколений, так и современностью,
по-прежнему сочетающей в себе романтическую
возвышенность и колдовскую власть над мужчиной с
привычной будничной, вполне практической
ответственностью за уют и стабильность своего
дома.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|