Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Амброзия ЛИРИ

Педагогические крайности Запада и Востока

В нынешнем мире мальчики становятся мужчинами, а девочки – девушками куда быстрее, чем это происходило у поколения их родителей. И оказывается, ни в одной стране нет школы, которая была бы готова к такому повороту событий...

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись», – писал столетие назад Редьярд Киплинг. И множество обстоятельств до сих пор подтверждает верность этой сентенции. Не стали исключением и подходы к проблемам нравственности молодежи и школьной дисциплины.
Так, в Сингапуре школы имеют право применять телесные наказания. И хотя от этой меры наказания школьников уже давно отказались в большинстве из них, в сингапурской средней школе Фанджар в Букит Панджанге совсем недавно выпороли 41 мальчика. Причина в том, что они прогуляли важный тест. Всех их выстроили в ряд, и каждый получил по два удара ротанговой тростью. В свою очередь, 17 девочек были отправлены на общественные работы за прогулы школьных занятий. Поможет ли? Бог весть...

А в Саудовской Аравии запрет на применение телесных наказаний в школах вызвал бурю протестов местного населения. Редакцию единственного в стране педагогического журнала «Аль-Марефа» засыпали письмами. Мол, если учеников не пороть, нравственность в стране погибла. Но министерство образования было непреклонно: надо идти навстречу современным веяниям. Ведь отменил основатель державы король Сауд рабство, и тоже сколько было разговоров. “Рушится аравийская цивилизация, – утверждали тогда, – и движемся мы навстречу развращенной Европе”. Ан ничего, выжили и даже процветают.

В Кабуле впервые после пятилетнего террора талибов открыто 15 школ для девочек. В церемонии открытия участвовали посол ФРГ в Афганистане Рейнер Эберле и новый министр образования этой страны Расул Амин. 10 тыс. учениц, откликнувшихся на радиопризыв вернуться за парты, будут обучать 30 преподавательниц-женщин. Вся эта программа финансируется при поддержке ЮНЕСКО и Германии. Официально учебный год в Афганистане начинается 15 марта.

Нравственное состояние английской молодежи неожиданно превратилось в Британии в острейшую социальную проблему. «Загляните во время переменки в любую британскую школу (чур, не в частную и не с раздельным обучением!), и вы почти наверняка станете свидетелем весьма красноречивых сцен, наглядно свидетельствующих об абсолютной свободе нравов: мальчишки лет пятнадцати сидят на полу, усадив к себе на колени подружек по классу, парочки десятиклассников, нимало не смущаясь, обнимаются на глазах учителей, которые крадучись обходят “голубков” стороной. Загляните в приемную гинекологического отделения или роддома любого английского города, и вы сможете увидеть 14–15-летних беременных девчонок, прибежавших на осмотр к врачу после школьных уроков, пишет из Лондона Ольга Дмитриева.
Подростковый секс стал в Британии нормой жизни. Специальные исследования привели тем не менее англичан в шок, ибо они засвидетельствовали, что британские подростки являются самыми “сексуально безответственными” в целой Европе. На язык фактов и цифр сексуальная безответственность переводится как самый высокий уровень подростковых беременностей, абортов и венерических заболеваний. По числу беременностей среди девочек школьного возраста Британия вдвое опережает Германию, в 4 раза – Францию и в 7 раз – слывущую сексуально суперсвободной Голландию. Согласно полученным данным, ежегодно в Британии становятся мамами 8 тысяч девочек моложе 16 лет. Возраст некоторых мам 12–13 лет...
Вероятно, британские педагоги и социологи предпочитали не замечать пролитого на скатерть соуса, иначе неприятное статистическое известие не было бы воспринято ими как гром среди ясного неба. Более того, по иронии судьбы, именно за день до публикации вышеприведенного документа британское правительство, утверждая новую директиву относительно преподавания морали и нравственности в школах, сочло необязательным ссылки на такие институты, как семья и брак, – эта глава была из уроков морали попросту вычеркнута. Однако буквально на следующий день правительство сделало разворот на 180 градусов: в директиву была красной строкой вписана рекомендация всячески подчеркивать на уроках морали непреходящую ценность для общества и индивидуума здоровой семьи и крепкого брака.
Многие эксперты и наблюдатели поспешили, правда, свалить все грехи зашкалившего подросткового секса на слабое сексуальное воспитание в школе, в силу чего отдельные парламентарии выступили с революционным предложением начинать сексуальное обучение не позднее чем с 7 лет (сегодня преподавание подобных дисциплин начинается с 11 лет, и эти уроки не носят обязательного характера). Однако организации, представляющие родительскую общественность, пришли от подобных проектов в ярость, заявив: “Хватит перекармливать сексом наших детей!”

Возможно, в силу этих трудностей в Великобритании горячо обсуждается вопрос введения в школах должности классного надзирателя. По мнению экспертов, использование института надзирателей повернет школьную систему вспять, к XIX веку. “Замена педагогов на надзирателей неизбежно скажется на образовательном процессе, – считает профессор Диана Монтгомери из Миддлэсекского университета. – Это нововведение, обращающее историю вспять, свидетельствует о том, что мы больше не в состоянии должным образом обучать наших детей. Дисциплина в классе должна держаться на авторитете учителя и на уважении к нему, а не на окриках постороннего в учебном процессе человека”. Однако правительство страны придерживается других взглядов. По его мнению, классные надзиратели помогут “перемоделировать” профессию учителя. Например, заместитель министра образования Эстель Моррис утверждает, что надзиратели будут следить за порядком в классе и соблюдением надлежащей дисциплины.

Гораздо более стабильна шведская образовательная система. С 1956 года сексуальное воспитание стало в Швеции обязательным школьным предметом. В учебном плане подчеркивается, что школа должна формировать широкий позитивный взгляд на половую жизнь. Вопросы секса и половой жизни рассматриваются в рамках нескольких дисциплин: биологии, шведского языка, обществоведения и религиоведения.
Факт, что подростки живут половой жизнью, не вызывает здесь неприятия в обществе. По всей стране действует около 200 клиник, куда подростки могут обратиться за бесплатной помощью.

Спокойный и взвешенный подход к проблеме сексуального воспитания просматривается и в Индии. Несмотря на то, что в традиционном индийском обществе разговоры о сексе с детьми надежно табуированы, правительство решило создать специальный интернет-сайт, посвященный проблемам сексуального просвещения. Разумеется, в первую очередь на сайте будет опубликована знаменитая «Кама-сутра».

Консервативный поворот, ощущающийся с тревогой на Британских островах, еще более заметен в США. Так, в этой стране все чаще пересматривается подход к “половому воспитанию”. Например, государственные школы штата Северная Каролина скоро будут обучать детей тому, что единственный безопасный секс – отсутствие оного. Это решение означает победу крайне правых, которые много лет кряду оказывали давление на государственную систему образования.
Новый закон требует, чтобы со следующего года все школы настаивали на воздержании от секса до вступления в брак.

Впрочем, куда дальше пошли законодатели в штате Юта. Там принят закон, запрещающий упоминать само слово “секс” на уроках сексуального воспитания в школах. В законе говорится, что преподавание должно ограничиваться “внушением учащимся мысли о необходимости полового воздержания до вступления в брак и о необходимости сохранять супружескую верность в семейной жизни”.

По мнению многих американских родителей, избежать ужасов и крайностей государственной школы можно только накопив денег и отдав свое чадо в частное учебное заведение. Однако, как считает социолог Пол Эттвел, обучение в элитных старших школах не увеличивает, а снижает шансы школьника на поступление в престижный вуз. Как выяснилось, выпускники престижных школ, набравшие столько же баллов на тестах, что и их сверстники в обычных школах, обычно имеют более низкий средний балл, занимают худшее место в классе, стараются выбирать не очень трудные курсы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru