ТО-ТО И ОНО...
Не слишком ли красноречивы цифры?
Судя по данным министерства,
модернизация образования идет полным ходом.
Когда-нибудь она доберется и до школы...
27–28 февраля состоялось расширенное
заседание коллегии Министерства образования, на
котором обсуждались итоги деятельности системы
образования России в 2001 году и основные
мероприятия по выполнению Концепции
модернизации отрасли в 2002–2004 годах.
В столицу съехались руководители
региональных органов управления образованием и
комитетов по молодежной политике, представители
вузов, техникумов, ПТУ.
Казалось бы, традиционное мероприятие. В
президиуме, кроме заместителей министра,
почетные гости – вице-премьер российского
правительства по социальным вопросам
В.Матвиенко, председатель Комитета Госдумы по
образованию и науке И.Мельников, глава ЦК
профсоюзов работников образования и науки
В.Яковлев, ректор МГУ В.Садовничий и ректор
Высшей школы экономики Я.Кузьминов, председатель
РОСРО А. Кокошин...
“Завсегдатаи” отмечали хорошую организацию
нынешней коллегии – материалы были разосланы по
территориям заранее, чего раньше не случалось.
Это стало возможным благодаря внедрению
электронной почты. Так что участники приехали
подготовленные: не случайно в ходе двухдневного
заседания было подано около 500 (!) детальных
замечаний и предложений к плану основных
мероприятий по реализации Концепции
модернизации российского образования на 2002–2004
годы.
Все остальное шло по заранее отлаженной схеме:
выступления ораторов на заданную тему,
комплименты в адрес министерства, которое
“усилило”, “улучшило”, “углубило”... И, как
главное резюме: после 10 лет споров о том, быть или
не быть реформе образования, наконец-то началась
конкретная работа по модернизации отрасли.
Мажорными были доклады первых лиц – Владимира
Филиппова и Валентины Матвиенко, уделивших
основное внимание достижениям. В списке славных
дел – увеличение расходов на образование из
консолидированного бюджета, погашение на 1
января 2002 года многолетних долгов вузов, ПТУ и
колледжей за коммунальные услуги,
информатизация сельских школ, повышение
заработной платы работников образования в 1,89
раза...
Впервые за последние 8–9 лет в 2001 году учреждения
профессионального образования всех уровней
получили существенные средства на приобретение
учебного и лабораторного оборудования, на
капитальный ремонт, развитие библиотек,
обеспечение производственных практик,
организацию летнего отдыха и оздоровление
учащихся.
Не забыты и общеобразовательные школы, которые
обеспечиваются оборудованием, спортивным
инвентарем, художественной и учебной
литературой в рамках федеральных целевых и
президентских программ (“Дети-сироты”,
“Дети-инвалиды”, “Одаренные дети”), а также
федеральной программы развития образования, на
реализацию которой в текущем году запланировано
1 млрд 826 млн рублей.
Продолжается работа по информатизации
образования: если в минувшем году приоритет был
отдан селу (31 тысяча сельских школ получила более
48 000 компьютеров для учеников и более 8 500
компьютеров для учителей), то в нынешнем к
техническому прогрессу должны приобщиться 19 тыс.
городских и поселковых школ, на оснащение
которых из федерального и региональных бюджетов
предусмотрены 2,5 млрд рублей.
Однако, кроме ярких достижений и внушительных
цифр, у нас существуют и серьезные сложности.
Например, вице-премьер В.Матвиенко критически
высказалась в адрес министерства за то, что
основные усилия в работе с молодежью направлены
на организацию фестивалей и конкурсов, а не на
конкретные меры государственной поддержки, в том
числе на предоставление льготных кредитов на
покупку жилья.
Как выяснилось в кулуарных беседах, далеко не все
участники совещания разделяют оптимизм властей
по поводу кардинального увеличения
финансирования образования: в некоторых
регионах денег по-прежнему нет.
...А закупка спортивного оборудования, к которой
так настойчиво призывала в своем выступлении
В.Матвиенко, возмущаясь отсутствием средств на
эти цели в местных бюджетах, обойдется примерно в
4,5 млрд рублей.
В условиях тяжелейшей ситуации, сложившейся с
выплатой повышенной заработной платы, эта сумма,
как и в целом расходы на развитие материальной
базы учебных заведений, представляется
неподъемной.
В то же время взгляды работников образования
относительно наболевших вопросов не всегда
совпадают с официальной позицией министерства и
правительства.
“Экспериментов вроде бы начато много, но идут
они не совсем успешно, – считает министр
образования и науки Республики Бурятии Сергей
Намсараев. – Постановления и распоряжения
правительства пока не подкреплены практическими
делами и результатами”.
“У нас все реформы и преобразования идут сверху,
– говорит директор 825-й московской школы
Владимир Караковский, – но именно потому, что
встречной волны снизу нет, рано или поздно все
равно возникают своеобразные “ножницы” между
задуманным и жизнью. Так что полное воплощение
замыслов, рождающихся на верху вертикали:
правительство – министерство – Дума – система
образования, – нереально”.
Уже провалились планы министерства о
соучредительстве школы – о выплате зарплаты из
регионального бюджета и коммуналки – из
муниципальных. Существующая нормативная база не
способствует положительному решению этого
вопроса, да и в регионах, как выяснилось, денег на
зарплату катастрофически не хватает.
В качестве выхода из ситуации предлагается
организовать федеральный фонд субвенций для
выплаты заработной платы педагогам, аналогичный
фонд – на региональном уровне – для поддержки
материальной базы образовательных учреждений.
В.Филиппов говорит о стимулировании механизмов
государственно-общественного характера
развития образования, о привлечении к работе
общественных организаций и объединений.
Однако эти заявления кажутся декларативными на
фоне реальных событий...
Президент РАО Николай Никандров видит задачу
модернизации в исправлении ошибок, допущенных в
период реформирования отрасли в конце 80-х –
начале 90-х годов. Наряду с возвращением к
патриотическому воспитанию это еще и
упорядочение, а попросту говоря, сокращение
Федерального перечня учебной литературы. Скоро
выйдут в свет новые учебники по новейшей истории
России – какими-то они будут? Не хорошо ли
забытыми старыми?
Эти и другие факты заставляют задуматься о том,
куда мы все-таки движемся – вперед или назад – и
не обернется ли модернизация старым содержанием
в новой упаковке...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|