ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
Гримасы нормы
Полоса Анастасии РОМАНОВОЙ
Считается, что игра по правилам – это
честная игра, ведь у всех игроков имеются
одинаковые шансы на победу. Джокер в рукаве – это
уже якобы нонсенс, дерзкое пренебрежение
космическими законами, как и русская рулетка, как
и матерщина в общественном месте, как и спутанные
сине-зеленые волосы топ-менеджера влиятельной
корпорации, как и теория “вседозволенности”
Карамазовых. В детстве нам говорили: “И запомни:
сердце слева, так что спи на правом боку, так что,
переходя улицу, смотри налево, доходишь до
середины и смотришь направо. И не забудь
здороваться с соседями, особенно с теми, что
живут на пятом этаже”.
Смеяться до упаду – неприлично, особенно в метро,
эмоции – это вообще почти преступление, не
считая индийского и голливудского кино,
разумеется. Помнится, лет 15 назад вышел
американский фильм “Грязные танцы”. Главная
героиня, не спросившись у родителей, сбегала по
ночам в ангар, где, скрываясь от полиции, молодежь
резвилась под латиноамериканские ритмы –
полуобнаженные тела в полумраке, страстно,
безудержно извивающиеся под энергичные,
глубокие голоса, поющие о запретной любви под
жарким солнцем. История повествует о
шестидесятых. В восьмидесятые же фильм сорвал
ряд премий, латиноамериканские танцы давно
включены в реестры классической программы
профессиональных танцоров, как и танго. Ныне
строгое жюри придирчиво оценивает степень
артистичности, экзальтированности пар. Страсть и
нагота перестали быть запретными.
Все, что перестает быть запретным, становится
нормальным или почти нормальным.
Так осуществляется демократия.
Этика, мораль и норма скачут в одной упряжке.
Негритянские бунты Алабамы 60-х годов забыты –
теперь в университетах могут учиться все: и дети
рабовладельцев, и дети рабов, и дети гангстеров.
При этом подсудно называть негра негром,
латиноса латиносом, китайца китайцем.
Одновременно представителю белого среднего
класса неприлично селиться в черном квартале,
как и благополучному французу стыдно жить на
Монмартре – в сердце бедного арабского квартала.
Двойные стандарты
нормы говорят: “Пока вы не станете в точности
такими, как мы, вы – чужаки. Мы будем по-прежнему
устраивать вам “бури в пустынях”, забывая о
всеобъемлющей гуманности цивилизованных норм,
мы будем забрасывать вас гуманитарной тушенкой,
презервативами и одноразовыми шприцами, а вы
будете безропотно подписывать все договоры о
нефти и золоте. Мы, так уж и быть, будем брать вас
на работу, даря шанс уподобиться нам,
цивилизованным, преуспевающим, нормальным”.
Еще сосем недавно Россия с ужасом отплевывалась
от советской системы уравниловки –
полиэтиленовые пакеты, ботинки “прощай,
молодость”, нравоучительные комсомольские,
партийные собрания. Отдышавшись от диктата
государства, люди заспешили к новой
нормальности, открывшейся им за железными
занавесями, к диктату рынка. Теперь им снова
хочется быть хорошо оплачиваемыми и уважаемыми
работниками, высоконравственными матерями
семейств, вежливыми и учтивыми покупателями,
корректными и качественными продавцами,
достопочтенными, богобоязненными мещанами,
изысканными буржуа.
Все становится на свои места, и нет повода для
беспокойства. Норма – это замечательный и
целесообразный ориентир. Держась правильного
курса, люди перестанут быть чужаками, они станут
одинаково нормальными, и потому счастливыми.
Одетые по последней моде, они будут ходить по
музеям русского, украинского, кашмирского,
испанского, алжирского искусства, удивляясь и не
веря, что все эти странные народы когда-то
существовали.
Лично мне, чтобы поверить в сообразность норм,
надо выкинуть из памяти одного пьяного уличного
гитариста. Инструмент его не строил, первая
струна была порвана. Но он пел и дергал струны с
таким отчаянием и сумасшедшим весельем, что это
была самая прекрасная и одновременно самая
неправильная музыка на земле.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|