Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
УРОКИ, КОТОРЫЕ МЫ ИЗВЛЕКАЕМ

Антонина РЕПНИНА,
преподаватель фольклора,
Московский педагогический колледж

Хоровод «в полевых условиях»

О том, как провалилась одна блестящая педагогическая затея

Но может быть, все не так уж плохо? Раз автор затеи в конечном счете винит не своих учеников, а самого себя…

В позапрошлом году у меня как все получилось? Просто объявила на уроке, что в городском парке на Пресне будут народные гулянья «с кулачиками». В масленичном обряде есть такой эпизод – “кулачики”. Русский традиционный кулачный бой на Масленицу.
Один парень (такой хулиганистый у меня был) тут же заинтересовался: “А что это такое?” Отвечаю: “Это когда мужики в буквальном смысле на кулаках дерутся. Стенка на стенку. Они будут драться, а девицы – протяжные песни петь”. Он говорит: “Здорово, я приду”. И действительно пришел с другом. И были они в полном восторге. (Надо сказать, что площадка там уже давно раскручена и на праздник пришли три фольклорных коллектива и два клуба спортивных единоборств. Хочешь – блины жуй, хочешь – кулаками маши, а хочешь – в хороводах ходи да песни пой или через костер прыгай.)
В кулачный бой мой студент, конечно, влез. Его хорошенько поколотили. Но и сам он тоже кому-то бока намял. Для парней – самое то. Короче, он в полном восторге потом долго всем рассказывал, как было здорово, и все ему завидовали, и даже подходили ко мне с просьбами, чтобы я их в следующий раз с собой взяла.

* * *
И вот опять подходит Масленица. А в том году я на первом и втором курсах вела факультатив по народным праздникам. И они мне народные игры сдают во время практики в школе. А тут – возможность в “полевых” условиях студентов испытать. Посмотреть, чему они научились.
Поэтому, когда мне позвонили из спортивного клуба и предложили помочь раскрутить Масленицу в новой точке – небольшом детском парке на Таганке, – я тут же согласилась. Я решила: какая подходящая ситуация для моих студентов – реальная педагогическая практика, реальные дети, реальная задача создать праздничную атмосферу. Кулачники будут проводить свои бои, а мои студенты затевать масленичные игры с детьми (парк ведь детский, и праздник для детей). «Попасть на праздник, найти свое дело, заодно чему-то поучиться, реализовать себя – вот это настоящий педагогический тренинг!» – мечтала я...
Сначала я посоветовалась со студентами: мол, у меня такая дилемма – либо мы с вами в субботу, как обычно, занимаемся по расписанию, либо я договариваюсь, что мы идем в парк на “кулачики” и активно там себя проявляем. Все обрадовались и тут же согласились на “кулачики”.
Я заранее договорилась, чтобы моих студентов – группу с первого курса и подгруппу второкурсников – сняли с занятий. Девочек предупредила, что одеться надо потеплее и принести с собой что-нибудь соответствующее народному празднику: цветастые платки, юбки и так далее.

* * *
Встречались мы в метро. Я их спрашиваю: «Ну что, здесь оденемся?» Они жмутся: «Да нет, как же мы такие ряженые по улице пойдем... В парке нарядимся». Хорошо. Дошли до парка. Входим – и видим скучнейшую картину: у эстрадной ракушки жиденькая кучка народа столпилась, чего-то ждут. Понятно, что праздник еще не начался. Самое время свою педагогическую инициативу проявлять и свои организаторские умения показывать.
Я говорю: «Ну давайте быстренько наряжаться, чтобы уже своим видом создавать праздничное настроение». Но для многих студенток платок на голову накинуть оказалось большой проблемой: мы не хотим как старухи выглядеть! Им, видите ли, удобно, если платки накинуть только на плечи, как оренбургскую шаль. А на голову повязать – ни в какую.

* * *
Подходим к эстрадной ракушке. Я вижу организатора, который нас пригласил, каких-то парней в рубахах, малолеток, которые, ничего не умея, как бы изображают кулачный бой. Вроде так и надо. Кулачные бои и начинаются с забав малолеток. Затем – бойцы все старше и старше. И только потом выходят уже самые опытные. Так или иначе, но спортивная часть потихоньку складывается. Но для полного счастья все же не хватает песен, хороводных игр, смеха. Нам, стало быть, вместе со зрителями и зеваками нужно как можно скорее свою часть народного гулянья затевать.
Только я сориентировалась, поворачиваю голову – моих уже нет. Двое – у ларьков с пирожками. Двое пошли курить. Мальчики побежали за пивом и т.д.

* * *
Я вылавливаю их, собираю всех в кучу и говорю, что, пока там малышня кулачится, нам надо с остальными детьми хороводики поводить. «Смотрите, – говорю, – стоят, мерзнут. Особенно которые с родителями. Пора хороводы заводить, чего ждать-то. А то праздника не получится».
Главное, я всему этому студентов учила. Про обряды подробно рассказывала. Праздники вместе “проживали”. Да и накануне в колледже Масленицу проводили. Но вот в парке вдруг сработал какой-то стереотип: если вокруг меня ничего не происходит и меня никто не развлекает, то здесь мне делать нечего – сплошная скука. Поэтому кто пирожки ест, кто за деревом курит, кто пиво пьет, кто – пепси-колу.
Завела я сама с детьми и родителями хоровод. Думала, что и мои подопечные в него встанут. Ан нет!
Я подбегаю: «А ну давайте быстренько – детишек собрали вокруг себя и пошли в хоровод». Они мне говорят, что именно этого хоровода они не знают. Слов песни не помнят.
Я им: ну не знаете – учитесь! Не помните – вспоминайте! Чего-нибудь пойте. Или молча ходите. Но в стороне не стойте. Включайтесь!
Они ни в какую: сначала нам надо поесть, потом в туалет сбегать…
В конце концов я плюнула – будем считать наш урок несостоявшимся. Махнула рукой на них и больше не приставала.

* * *
Через полчаса смотрю – по-прежнему стоят отдельной кучкой. Правда, уже толкаются и в снег друг друга валить начали. Я с вопросом: чем занимаетесь? Они говорят: солимся, “девок солим”. Действительно, есть такой эпизод в традиционных масленичных гуляньях. “Ну что ж,– говорю, – молодцы, что хоть одно составляющее масленичного обряда совершаете. Жалко только что публику к своей забаве грамотно приобщить не можете”.
И добавила, что они вообще-то свободны и могут домой идти. Двое тут же ушли, а остальные заявили, что хотят здесь еще побыть, им нравится. Пожала я плечами – и дальше “гулять”: водить хороводы с малышней и песни с родителями распевать. А они на все это только издали поглядывали.

* * *
А тут дело к финалу. Кулачники свои бои закончили. Костер сложили. Приготовились Масленицу жечь.
Тут все – и дети, и родители – потянулись к костру. И мои студенты в их круг встали. А когда Масленица горит, всем надо ее снежками закидывать. Если снежком в торчащее бревно-головню попадешь – красиво. И искры сыплются, и пар валит. А если промажешь – еще лучше. Летит он прямо в кого-то из зрителей, стоящих напротив. Как тут не ответить. Вот и начинают все со смехом снежками перебрасываться, якобы Масленицу закидывать.
Так вот, мои студенты наибольший кайф получили от запуливания снежков по физиономиям. В этом мои великовозрастные студенты приняли участие уже наравне с карапузами.

* * *
Приехала домой расстроенная. Думаю: пропади все пропадом! Моя педагогическая затея провалилась с треском. Покидались снежками и посовали друг друга в снег – вот и весь кайф от Масленицы! И больше они ни в чем не участвовали.
А должны ли были участвовать? Конечно. Мы ведь вместе разучили игры, которые им нужно было с детьми проводить. Они ведь студенты педколледжа. Они педагоги. Для них ситуация в парке – это учебный материал. У них реальная ситуация, реальные дети, для которых нужно было сделать реальный праздник.
А они, оказывается, пришли на готовенькое. Умеют и любят играть, но только с теми, кто игру уже знает и кого учить правилам не нужно. Я сама-то их прекрасно понимаю: как хорошо с теми, кто все сам знает, и текст понимает, и движения не путает, и мотив не врет – знай веселись! А вот включить в игру новеньких, объяснить им что к чему, увлечь, заразить азартом – этого они совершенно не умеют. И не видят надобности учиться!..
Тут я и почувствовала свою педагогическую несостоятельность. Это я их чему-то важному еще не научила и что-то важное еще не смогла передать. На словах-то я им все, что нужно, говорила. А вот в реальной практике – осечка.
А потом я поняла, что все не так уж и плохо. Все-таки они почти все остались до самого конца – до сжигания Масленицы. А потом, раз они ушами слушали и глазами видели, то и сердцем какое-то участие приняли. Может быть, для первого раза и хватит? Не слишком ли многого я от них ждала? Ведь площадка действительно трудная, нераскрученная. Будь рядом хоть один фольклорный коллектив, то, глядишь, и стереотипов, и стеснения было бы поменьше. Ведь праздник им в качестве простых зевак вполне понравился. Другое дело, что они мне не понравились. Как педагоги не понравились. Но это уже мои проблемы.
Моя недоработка – мне ее и устранять. Вот такой вывод.
Записано на диктофон
Вячеславом Букатовым

Реплика «Режиссуры урока»
Обычно наша страничка складывается из того, что можно взять на вооружение и испробовать на ближайшем уроке. Что же можно «взять на вооружение» из этого рассказа? Хотя бы вывод. Представьте: завтра ученики вас в чем-то разочаруют, а вы, вместо того чтобы на них серчать, – бац! – «моя недоработка – мне и расхлебывать».
Тем же, кто на материале этого рассказа захочет «расхлебать» организационную неудачу этой или какой-то другой очередной педагогической затеи, – наши деловые советы:
– не обольщайтесь! Если вы загорелись какой-то идеей, то это не значит, что автоматически «загорятся» ваши ученики;
– ученикам предоставляйте инициативу не «вообще» (тогда ее скорее всего не подхватить), а в определенных рамках. Во-первых, в рамках малых рабочих групп. Во-вторых, в рамках очень конкретного задания. В данном случае можно было, объединив студентов по четверкам, предложить каждой выяснить «на деле» (прямо на празднике), какая из ранее изученных игр окажется в их руках самой «заводной», а какая – самой почему-то «занудной». Это задание принципиально отличается от призыва «устроить веселый праздник» – оно заставляет учеников добывать информацию для предстоящего обмена мнениями на ближайшем уроке. Чем ждать от учеников энтузиазма, всегда лучше приземлиться и сочинить какую-нибудь подобную инструкцию-мелочевку.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru