ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Запреты, контроль, отсутствие льгот...
Чтобы изменить ситуацию, нужно
использовать все возможные пути. А путей этих
несколько...
Итак, с одной стороны, школы и вузы
повязаны казначейством, с другой – отсутствием
налоговых льгот, необходимых для нормального
развития. Закон “Об образовании”,
предоставляющий школам все права и условия для
самостоятельной экономической деятельности, не
выполняется. В общем, так жить нельзя. Возникает
резонный вопрос: что делать?
Сегодня разными специалистами предлагаются
следующие “рецепты выживания”.
Путь первый. Юридический. Вносить
поправки в Гражданский, Бюджетный, Налоговый
кодексы, приводя их в соответствие с
образовательным законодательством и
потребностями отрасли. Это долго, сложно и, по
мнению большинства специалистов, практически
бесперспективно. Насколько реальна идея о
программе поэтапного осуществления Закона “Об
образовании”, высказанная на парламентских
слушаниях “Проблемы законодательного
регулирования экономических отношений в сфере
образования”? Удастся ли принять
Образовательный кодекс, призванный утрясти все
законодательные противоречия в экономике
отрасли? Эти вопросы сегодня остаются открытыми.
Лагерю защитников образования в нижней палате
парламента, объединяющему самые разные
политические фракции – от КПРФ и аграриев до
“Яблока” и части СПС, противостоит “Единство”
с примкнувшими к нему ОВР и ЛДПР.
Второй путь. Радикальный. Он всерьез обсуждается
сегодня в кругах педагогической общественности
и заключается в смене статуса образовательного
учреждения на статус специализированной
автономной некоммерческой организации с целью
освобождения из пут Бюджетного и Гражданского
кодексов, не позволяющих бюджетным учреждениям
самостоятельно зарабатывать деньги. Однако этот
оправданный на первый взгляд вариант встречает
яростное сопротивление со стороны как правых,
так и левых сил, поскольку, по мнению и тех и
других, новый статус обернется для школ, ПТУ,
ссузов и вузов банкротством, приватизацией и
отменой всех имеющихся у них льгот – отсрочек от
призыва в армию для учащихся, пенсий за выслугу
лет для педагогов и т.д. Не случайно заместитель
председателя Комитета Госдумы по образованию и
науке Олег Смолин постоянно сравнивает смену
статуса с лечением головной боли посредством
гильотины.
Свой вариант предлагает фракция “Яблоко”:
некоммерческая организация с бюджетным участием
– такая форма позволит использовать
преимущества нового статуса без потери льгот,
предусмотренных нынешним.
Для воплощения этой концепции необходимо
провести огромную работу, в частности
разработать закон об участии граждан и
общественных объединений в управлении
образованием, определяющий в том числе их
полномочия в контроле за внебюджетными
средствами. Опыт ныне действующих
попечительских советов, контролирующих
расходование заработанных школой денег,
послужит реальной основой для позитивных
перемен.
Третий путь. Революционный. Многие специалисты,
вдохновленные тезисом классика советской
литературы о том, что “права не дают – права
берут”, считают, что образовательные учреждения
должны отстаивать свои законные права в
арбитражных судах.
Коллизии нынешнего законодательства могут быть
использованы во благо образовательных
учреждений.
Так, по Закону “Об образовании” школам
рекомендуется открывать расчетные счета для
ведения самостоятельной хозяйственной
деятельности, а Бюджетный кодекс предписывает их
закрытие с целью последующего их перевода в
казначейство. Но и в самом Бюджетном кодексе
содержатся противоречия между пунктом 2 статьи 42,
где сказано, что внебюджетные средства, будучи
зачисленными на единый счет казначейства,
попадают в разряд бюджетных средств, и статьей 161,
согласно которой бюджетные учреждения вправе по
своему усмотрению расходовать заработанные ими
средства. На практике финансовые и налоговые
органы руководствуются статьей 42, пункт 2
Бюджетного кодекса и соответственно главами
принятого Налогового кодекса.
Ст. 40 Закона “Об образовании” гласит:
“Образовательные учреждения в части своей
уставной непредпринимательской деятельности
освобождаются от всех видов налогов”. Однако
Закон Российской Федерации «Об образовании», по
мнению фискальных органов, к законодательству о
налогах и сборах не относится.
Конституционный Суд Российской Федерации в
своем определении от 5 ноября 1999 года по запросу
Арбитражного суда города Москвы дал четкое
разъяснение: ни один федеральный закон согласно
статье 76 Конституции России, не обладает по
отношению к другому федеральному закону большей
юридической силой. Благодаря принципиальной
позиции Высшего Арбитражного суда Российской
Федерации и Конституционного Суда РФ
Министерство по налогам и сборам признало в июле
2001 года неправомерность взимания налогов с
учебных заведений.
Но, несмотря на заступничество столь высоких
инстанций, главенство Налогового кодекса над
Законом «Об образовании» продолжает
абсолютизироваться руководителями налогового
ведомства. Получается, что закон существует сам
по себе, а жизнь – сама по себе. Осознание этого
факта да еще страх испортить отношения с
вышестоящим начальством значительно охлаждают
борцовский дух образовательных учреждений. А
разрозненность педагогического сообщества
сводит боевой задор отдельных представителей
фактически к нулю, поскольку, как известно, один в
поле не воин.
И все-таки использовать необходимо все рецепты
выживания – от реформирования законодательной,
в том числе налоговой, системы до обращения в
арбитражные суды, которые уже не раз вставали на
защиту интересов образовательных учреждений.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|