ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
На полях дискуссии
Валентина Матвиенко, вице-премьер
Правительства РФ:
– Возникает противоречие: Закон “Об
образовании” наделяет школы налоговыми
льготами, а налоговое законодательство их
отменяет. Власть расписывается в своей слабости,
что, давая те или иные налоговые льготы, она не
может отследить прозрачность и эффективность их
использования. Из-за этой слабости мы топором
рубим все то, что эффективно работало. Если мы не
создадим привлекательных налоговых условий для
инвестиций в образовании, они будут продолжать
уходить в тень.
Михаил Дмитриев, заместитель министра
экономического развития и торговли:
– Нормативно-подушевое финансирование и ГИФО в
контексте нынешнего БК не то чтобы незаконны, но
не имеют четкой правовой основы. В рамках
действующего Бюджетного кодекса понятно, как
финансировать по смете, как давать субсидии и
дотации бюджетной сети, но как этим учреждениям
предоставить деньги по факту оказания
конкретной услуги конкретному потребителю – не
ясно. Схожие проблемы в социальной сфере требуют
комплексных изменений, что позволит постепенно и
поэтапно перейти от сметного к нормативно-подушевому
финансированию.
Эти задачи требуют не только изменения законов,
но и стереотипов поведения, мышления всех
работников социальной сферы и потребителей. Если
мы таких изменений в ближайшее время не
реализуем, наше общество обречено на низкое
качество социальных услуг, низкую доступность
этих услуг, на социальное расслоение.
Внедрение новых экономических механизмов будет
успешным лишь в том случае, если они будут
осуществляться во всех отраслях социальной
сферы, а не в одной отдельно взятой.
Татьяна Клячко, руководитель Центра
образовательной политики государственного
университета Высшая школа экономики:
– Если мы опять жестко начнем контролировать
сверху, административно, а не со стороны
общественности школьные финансы, мы подорвем
ростки разумного хозяйствования в школе, которые
сейчас нарождаются. Поэтому школам, которые
пытаются самостоятельно хозяйствовать, должен
быть создан особый режим благоприятствования.
Евгений Бунимович, депутат Московской
городской думы:
– Ужесточая контроль за самостоятельной
финансовой деятельностью школы, власти не
задумываются о том, в каком двусмысленном
положении она оказалась: директора вынуждены
изворачиваться, чтобы получить деньги не для
себя, а для своих воспитанников. Это не значит,
что они нарушают законы, но постоянно ломают
голову над тем, как легальными путями получить то,
что они заработали.
Виктор Попов, председатель Ассоциации
учреждений среднего профессионального
образования Волгоградской области:
– Сейчас, как никогда, максимум внебюджетных
средств надо направить на развитие
образовательных учреждений. Вместе с тем с
введением в действие второй части Налогового
кодекса школы, ПТУ, техникумы и вузы в области
налогообложения приравнены к производственной
сфере и поставлены по сравнению с ней в еще
худшее положение в вопросах формирования и
использования прибыли. Перевод внебюджетных
средств в казначейство привел к потере
самостоятельности учебных заведений в
расходовании этих средств. Руководители
образовательных учреждений вынуждены
придумывать обходные пути, различные хитрости и
умности. В налоговой инспекции и в казначействе
нам говорят: судитесь! И мы судимся в судах
различных инстанций. Это ненормально!
Ненормально, когда в своей стране развитие детей
приходится защищать в суде от законов своей же
страны. Мы обращаемся к властям словами
булгаковского профессора Преображенского: дайте
нам такую настоящую, такую последнюю бумажку,
чтобы ни один Швондер не залез в бедную экономику
образования!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|