ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
В тени казначейства
Финансовая страховка, которая может
задушить хозяйственную деятельность школы
Финансовый термин “казначейство”
сегодня становится самым популярным в лексиконе
деятелей образования, но популярность эта со
знаком “минус”. Возникает вопрос: почему? Ведь,
казалось бы, “казначейство” и “прозрачность
финансовых потоков” – это близнецы-братья.
Руководители Министерства образования, ректоры
вузов, директора школ, экономисты, депутаты от
правых и левых фракций, представители ЦК
профсоюзов работников образования и науки бьют
тревогу: казначейская система нанесет
решительный и, может быть, последний удар по
робким росткам хозяйственной самостоятельности
учебных заведений.
Шаг в сторону – расстрел!
Угроза № 1: школы и вузы потеряют возможность
свободно варьировать бюджетными и внебюджетными
средствами, что несовместимо с идеей
нормативно-подушевого финансирования,
провозглашенной в программе модернизации.
Угроза № 2: образовательные учреждения либо
вообще лишатся стимула зарабатывать деньги, либо
будут стремиться загонять их в тень, переводя на
счета различных некоммерческих организаций,
собирая деньги “налом” и т.д.
Эти прогнозы возникли не на пустом месте, их
реальность обусловлена технологиями
казначейской системы исполнения бюджета. Суть их
в том, что все платежи из бюджета или иных
государственных централизованных ресурсов
должны осуществляться с единого лицевого счета
казначейства и быть полностью подконтрольными.
На практике это означает закрытие расчетных
счетов бюджетных учреждений в банках и открытие
лицевых счетов в кредитных организациях (банках),
обслуживающих казначейство. Вместе с бюджетными
на единый лицевой счет казначейства зачисляются
также доходы вуза или школы от сдачи в аренду
помещений, от дополнительных образовательных
услуг, спонсорские и другие внебюджетные
средства, которые по новому Бюджетному кодексу
считаются частью бюджетов соответствующих
уровней.
Лицевой счет отличается от расчетного меньшей
свободой и гибкостью расходования средств. Кроме
того, на средства, лежащие на расчетных счетах в
банке, набегают проценты, а на лицевых счетах
такого, увы, не происходит. Конечно, есть
опасность, что бюджетное учреждение положит
деньги в банк, а тот прогорит, а с казначейством
такого не произойдет.
“С одной стороны, происходит упорядочение
бюджетного процесса на всех уровнях, с другой –
развитие финансово-хозяйственной
самостоятельности приостанавливается, –
комментирует проблему руководитель проекта
“Экономические стимулы развития системы общего
образования” Фонда “Институт экономики
города” Наталья Типенко. – То есть происходит
возврат к дореформенной практике организации
финансирования бюджетной сферы, который
перечеркивает 10 лет перемен”.
Нельзя сказать, что руководство отрасли не
предпринимает никаких мер для улучшения
ситуации, хотя кардинально изменить ее пока не
может.
В конце октября прошлого года Министерству
образования удалось договориться с
Министерством финансов по двум принципиальным
вопросам.
Во-первых, сметы по внебюджетным средствам будут
утверждаться не Министерством образования, а
непосредственно в вузах, техникумах, ПТУ, школах.
Во-вторых, в казначействе будет открываться не
единый счет, скажем, университета, а возможно,
будет открыт счет и филиала, подведомственного
высшему учебному заведению, и других структурных
подразделений, имеющих самостоятельные счета,
которыми они распоряжаются по доверенности.
Однако эти и другие небольшие технические
поблажки Минфина образовательным учреждениям не
снимают общей остроты вопроса.
“Руководители школ и вузов будут выходить из
положения, искусственно завышая смету,
предпринимая шаги, искажающие экономику системы
образования, уводить деньги в тень, чтобы более
гибко ими распоряжаться”, – прогнозирует
директор Центра образовательной политики
Государственного университета Высшая школа
экономики Татьяна Клячко.
“Мы не можем ответить на вопрос, возможно ли
нормативно-подушевое финансирование в условиях
казначейского исполнения бюджета, – говорит
начальник департамента образования и науки
Самарской области Ефим Коган. – Этим вопросом
необходимо заняться сегодня, иначе там, где есть
нормативно-подушевое финансирование, оно будет
перечеркнуто, а где его нет, оно так и не будет
введено. Сегодня в 6 территориях Российской
Федерации реализуется проект Мирового банка по
реструктуризации региональной системы
финансирования. Есть договоренность, что за счет
этих денег будут разработаны способы
“выживания” нормативно-подушевого
финансирования в условиях казначейского
исполнения.
Нынешняя нормативная база не способствует
модернизации образования, и мы в Самарской
области сталкиваемся с этим постоянно, находясь
под колпаком у прокуратуры...”
Декан факультета экономики Московского
городского педагогического университета Михаил
Левицкий видит главную опасность в том, что с
введением казначейской системы заработанные
школой или вузом деньги могут быть использованы
взамен бюджетных – на оплату коммунальных услуг,
выплату заработной платы и т.д.
В соответствии с письмом Минфина от 26.07.2000 г. за
подписью Т.Г.Нестеренко образовательным
учреждениям разрешается (!) использовать
внебюджетные средства “для выполнения заданий
органа исполнительной власти, в ведении которого
оно находится”, но при этом “действующим
бюджетным законодательством РФ не
предусматривается возмещение из средств
федерального бюджета расходов, произведенных за
счет средств от предпринимательской
деятельности”.
Более того, в некоторых регионах школам и вузам
уже сегодня урезают бюджетное финансирование в
случае выявления у них больших объемов
внебюджетных средств.
“Боюсь, что введение казначейской системы
подтолкнет многие школы к расширению наличных
расчетов, а “деньги в конвертах” всех
автоматически ставят в противозаконную
ситуацию, – опасается депутат Московской
городской думы Евгений Бунимович. – Часть
средств будет поступать на расчетные счета
попечительских советов, создающих свои фонды. Но
чтобы отрегулировать взаимоотношения школы и
некоммерческой организации, которой является
фонд, требуется юридически и экономически
грамотный директор”.
По мнению ректора Государственного университета
Высшая школа экономики Ярослава Кузьминова,
вследствие того что 20–25% внебюджетных средств во
избежание казначейского контроля уйдут в тень,
их КПД будет гораздо ниже обычного. А
представители фракции “Яблоко” полагают, что
“стремление столь жесткими методами пресечь
воровство приведет к тому, что вместе с
воровством будет пресечена вся система
образования”.
Еще к более неожиданному выводу пришел Михаил
Левицкий: “Несмотря на свою основную задачу – не
допустить нецелевого использования средств,
казначейство может по крайней мере в начале
своего становления оказаться убыточным. Если
посчитать, сколько нецелевого использования
средств предотвратило это вновь созданное
ведомство, и сопоставить с затратами на его
содержание, подготовку кадров, организацию
входящих в него систем, то боюсь, что сальдо будет
отрицательное.
Даже налоговые службы, имеющие большой стаж
работы, не всегда полностью укомплектованы
кадрами.
Если учесть, что в казначейство перейдут все
бюджетные учреждения, то инспекторов этого
ведомства придется готовить пачками, и сколько
это будет стоить, одному Богу известно...”
Примечание.
По оценке специалистов Главного управления
Федерального казначейства, первые шаги по
внедрению казначейского метода исполнения
федерального бюджета дали положительные
результаты. Это касается выявления в ходе
проверок нарушений налоговой и бюджетной
дисциплины, некоторого улучшения положения с
финансированием ряда инвестиционных программ в
отдельных регионах. В то же время нынешний
уровень функционирования казначейских органов
не позволяет преодолеть один из главных
недостатков банковской системы – задержку
платежей в федеральный бюджет и внебюджетные
фонды. Основные причины этого специалисты
региональных управлений Федерального
казначейства видят в отсутствии средств на
счетах налогоплательщиков и в нарушении
налогового законодательства.
Нынешняя система казначейского исполнения
бюджета ориентирована лишь на последующий
контроль, что совершенно не сочетается с
критериями эффективности управления, так как не
позволяет полностью восстановить излишне
затраченные государственные средства.
В скором времени планируется структурная
реорганизация казначейства. Задачей второго
этапа, по свидетельству заместителя
руководителя департамента межбюджетных
отношений Минфина Алексея Лаврова, станет
отработка механизмов сочетания казначейства с
хозяйственной самостоятельностью бюджетных
учреждений. Сегодня вопрос о сочетании жесткого
контроля над доходами и расходами учреждений
бюджетной сферы с их хозяйственной
самостоятельностью остается открытым.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|