ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Чужая бухгалтерия
Главный недостаток ЦБ в том, что за
директора школы деньги считает кто-то другой
За счет бюджетных и внебюджетных
источников минимальные потребности школ
покрываются лишь на 28%. По оценкам специалистов,
еще 10 лет недофинансирования школы и вузы не
выдержат
На какие цели расходуются внебюджетные
средства?
На фонд оплаты труда и премиальные для педагогов
используется значительная их часть (до 80%).
В активно хозяйствующих школах фонд
дополнительной заработной платы в несколько раз
превышает основной, бюджетный. Причем некоторые
школы уже давно отказались от принципа
уравниловки и доплачивают только особо
отличившимся учителям.
На приобретение технических средств, мебели,
методических пособий, дополнительных учебников
заработанные деньги тратятся, как правило, во
вторую очередь.
Но самая острая проблема для всех директоров
школ – текущий ремонт. И если по капитальному
строительству и капитальному ремонту школьных
зданий во многих регионах действуют
губернаторские или президентские программы, то
косметический ремонт – дело рук самих
“утопающих”, и “внебюджетка” оказывается тем
самым спасательным кругом.
Часть школ открывает собственные бухгалтерии,
часть предпочитает пользоваться услугами
централизованных, заключая с ними договор на
ведение своих внебюджетных счетов. Зачастую
несколько школ открывают в ЦБ единый субсчет, на
который перечисляются внебюджетные средства.
У сторонников и противников централизованной
бухгалтерии (ЦБ) – свои аргументы.
Чьи более весомы, судите сами.
“При собственной бухгалтерии картина с
бюджетными средствами не прояснится, – считает
директор московской школы № 1126 Инна Маевская, –
зато хлопот прибавится. Любой директор вам
скажет, что это прибавление головной боли без
увеличения маневренности. Отсюда вывод: не имеет
смысла заниматься этим вообще. Варьировать
“внебюджеткой” в рамках общей бухгалтерии у
меня возможность есть”.
“Я вообще не мыслю нормальную школу, которая
держит свои счета в централизованной
бухгалтерии, – возражает директор НПО «Школа
“Самоопределение”» Александр Тубельский. – С
ужасом вспоминаю те годы, когда у нас была ЦБ и я
перед каждой девочкой должен был кланяться по
поводу мела, доски и еще чего-то. С 1989 года, как
только наша школа стала экспериментальной, мы
открыли свой счет в банке, создали свою
бухгалтерию. Почему директора не восстают против
ЦБ? Я убежден, что главная причина в
нерешительности, но я понимаю и несмелого
директора: в случае прокола он сам за все
отвечает, а так можно всю вину сбросить на ЦБ.
Наличие собственной бухгалтерии заставляет
директора постоянно думать о том, как
распоряжаться финансами, а большинство
управленцев не знают, сколько стоит образование.
Они не знают, каковы начисления на заработную
плату, сколько стоят коммунальные услуги,
оборудование. Вот в чем трагедия ЦБ: за директора
школы деньги считает кто-то другой”.
“Конечно, собственная бухгалтерия необходима,
но найти квалифицированные кадры для работы в
ней совсем непросто, – делится своим опытом
директор Вятской гуманитарной гимназии №1 (г.
Киров) Александр Галицких. – Нужны люди, которые
разбираются именно в экономике образования и,
что очень важно, – в правовых вопросах. В нашей
школьной бухгалтерии работают 4 сотрудника:
главный бухгалтер и бухгалтер по питанию – на
полную ставку, и по полставки имеют кассир и
бухгалтер-экономист. Наверное, пора открывать
штатную должность юриста”.
“На мой взгляд, – подводит итоги дискуссии декан
экономического факультета Московского
городского педагогического университета,
член-корреспондент РАО Михаил Левицкий, –
претензии директоров к ЦБ (если отбросить
проблемы межличностных отношений) связаны с
тревогой по поводу того, что все будут знать,
сколько у школы средств. Поэтому зачастую
выдумываются придирки: мол, деньги задерживают,
недодают.
Для создания собственной бухгалтерии требуются
веские основания – а именно приличный объем
внебюджетных средств. При этом следует очень
тщательно подбирать кадры, поскольку “свой”, но
недостаточно компетентный бухгалтер может
навредить так, что ЦБ покажется райским местом.
Однако в свете наступления эпохи казначейства
роль централизованных и школьных бухгалтерий
может существенно измениться”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|