Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Чужая бухгалтерия

Главный недостаток ЦБ в том, что за директора школы деньги считает кто-то другой

За счет бюджетных и внебюджетных источников минимальные потребности школ покрываются лишь на 28%. По оценкам специалистов, еще 10 лет недофинансирования школы и вузы не выдержат

На какие цели расходуются внебюджетные средства?
На фонд оплаты труда и премиальные для педагогов используется значительная их часть (до 80%).
В активно хозяйствующих школах фонд дополнительной заработной платы в несколько раз превышает основной, бюджетный. Причем некоторые школы уже давно отказались от принципа уравниловки и доплачивают только особо отличившимся учителям.
На приобретение технических средств, мебели, методических пособий, дополнительных учебников заработанные деньги тратятся, как правило, во вторую очередь.
Но самая острая проблема для всех директоров школ – текущий ремонт. И если по капитальному строительству и капитальному ремонту школьных зданий во многих регионах действуют губернаторские или президентские программы, то косметический ремонт – дело рук самих “утопающих”, и “внебюджетка” оказывается тем самым спасательным кругом.
Часть школ открывает собственные бухгалтерии, часть предпочитает пользоваться услугами централизованных, заключая с ними договор на ведение своих внебюджетных счетов. Зачастую несколько школ открывают в ЦБ единый субсчет, на который перечисляются внебюджетные средства.
У сторонников и противников централизованной бухгалтерии (ЦБ) – свои аргументы.
Чьи более весомы, судите сами.
“При собственной бухгалтерии картина с бюджетными средствами не прояснится, – считает директор московской школы № 1126 Инна Маевская, – зато хлопот прибавится. Любой директор вам скажет, что это прибавление головной боли без увеличения маневренности. Отсюда вывод: не имеет смысла заниматься этим вообще. Варьировать “внебюджеткой” в рамках общей бухгалтерии у меня возможность есть”.
“Я вообще не мыслю нормальную школу, которая держит свои счета в централизованной бухгалтерии, – возражает директор НПО «Школа “Самоопределение”» Александр Тубельский. – С ужасом вспоминаю те годы, когда у нас была ЦБ и я перед каждой девочкой должен был кланяться по поводу мела, доски и еще чего-то. С 1989 года, как только наша школа стала экспериментальной, мы открыли свой счет в банке, создали свою бухгалтерию. Почему директора не восстают против ЦБ? Я убежден, что главная причина в нерешительности, но я понимаю и несмелого директора: в случае прокола он сам за все отвечает, а так можно всю вину сбросить на ЦБ. Наличие собственной бухгалтерии заставляет директора постоянно думать о том, как распоряжаться финансами, а большинство управленцев не знают, сколько стоит образование. Они не знают, каковы начисления на заработную плату, сколько стоят коммунальные услуги, оборудование. Вот в чем трагедия ЦБ: за директора школы деньги считает кто-то другой”.
“Конечно, собственная бухгалтерия необходима, но найти квалифицированные кадры для работы в ней совсем непросто, – делится своим опытом директор Вятской гуманитарной гимназии №1 (г. Киров) Александр Галицких. – Нужны люди, которые разбираются именно в экономике образования и, что очень важно, – в правовых вопросах. В нашей школьной бухгалтерии работают 4 сотрудника: главный бухгалтер и бухгалтер по питанию – на полную ставку, и по полставки имеют кассир и бухгалтер-экономист. Наверное, пора открывать штатную должность юриста”.
“На мой взгляд, – подводит итоги дискуссии декан экономического факультета Московского городского педагогического университета, член-корреспондент РАО Михаил Левицкий, – претензии директоров к ЦБ (если отбросить проблемы межличностных отношений) связаны с тревогой по поводу того, что все будут знать, сколько у школы средств. Поэтому зачастую выдумываются придирки: мол, деньги задерживают, недодают.
Для создания собственной бухгалтерии требуются веские основания – а именно приличный объем внебюджетных средств. При этом следует очень тщательно подбирать кадры, поскольку “свой”, но недостаточно компетентный бухгалтер может навредить так, что ЦБ покажется райским местом. Однако в свете наступления эпохи казначейства роль централизованных и школьных бухгалтерий может существенно измениться”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru