Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Двадцать процентов самостоятельности

Что мешает директору школы использовать внебюджетные средства

Должна ли школа зарабатывать деньги или жить исключительно за государственный счет, занимаясь образованием и воспитанием подрастающего поколения? Кем должен быть директор – менеджером, администратором или педагогом? “Руководство школой – это в первую очередь педагогическое руководство и в последнюю очередь административное”, – писал в свое время Сухомлинский, хотя возглавляемая им Павлышская школа имела обширное хозяйство: участок площадью 5 гектаров, хорошо оборудованные мастерские, собственную электростанцию.
С тех пор прошла целая эпоха политических и экономических реформ. В России начали развиваться рыночные отношения, которые не могли не отразиться на системе образования.

Тридцать лет спустя...

По данным управления инспектирования Министерства образования на 1 января 2002 г., 95,5% российских школ имеют статус юридического лица: активная работа в этом направлении была широко развернута министерством, поскольку без этого статуса школа вообще находится вне правового поля – как гражданин без паспорта и прописки. В частности, учителя, например, не могут получать пенсию за выслугу лет...
Однако, наверстав упущенное, большинство новоиспеченных юридических лиц не спешат воспользоваться одним из главных прав, которое дает им этот статус по Закону “Об образовании”, – правом открывать расчетные счета и вести самостоятельную хозяйственную деятельность. Сегодня в среднем по стране насчитывается не более 20% школ, имеющих внебюджетные счета.
О чем свидетельствует эта цифра?
“Это тот реальный максимум, который ограничивается уровнем подготовки менеджерского звена, – считает директор Центра образовательной политики Государственного университета Высшая школа экономики Татьяна Клячко. – Сейчас обученного, грамотного менеджмента хватает всего на 20% школ по стране, причем подавляющее большинство из них находится в крупных городах”.
Некомпетентность управленцев – вот главное препятствие на пути экономического становления школы, уверен декан экономического факультета Московского городского педагогического университета, член-корреспондент РАО Михаил Левицкий. По его убеждению, “подкованный” в юридических и экономических вопросах директор эффективно работает даже в самых сложных правовых условиях. “Задача состоит в том, – говорит Михаил Львович, – чтобы в весьма противоречивом правовом пространстве найти те экономические возможности, “ниши и гавани”, которые являются официально разрешенными”.
В стереотипах “советского” мышления родителей и директоров школ, которые считают, что образование должно быть бесплатным, усматривает главную причину хозяйственной несамостоятельности общеобразовательных учреждений директор московской школы № 1060 Анатолий Пинский. Из-за этого, по его мнению, “большинство школ выключено из рыночной системы и отрезано даже от копеечного софинансирования”.
В отсутствии реальных условий, стимулирующих хозяйственную самостоятельность школ, видит корень всех бед директор гимназии № 23 г. Краснодара Марият Ачмиз: “Директора школ просто боятся самостоятельности: слишком сложны и запутанны правовые и экономические аспекты хозяйственной деятельности.”
«С другой стороны, руководители испытывают достаточно сильное сопротивление со стороны муниципальных органов управления образованием, которые не намерены отпускать школу “в рынок”», – считает Галина Вычужанина, первый заместитель начальника управления образования Красноярского края.
Чиновники от образования совершенно справедливо опасаются, что экономическая свобода школы – первый шаг к свободе педагогической деятельности. Как правило, местные органы управления образованием не склонны поощрять активность школы на рынке образовательных услуг.
Директора многих школ не заинтересованы в том, чтобы называть объемы получаемых ими внебюджетных средств, поскольку руководители органов управления образованием сразу урежут бюджетное финансирование, несмотря на вопиющую противозаконность такого действия.
“Вот и получается, что хозяйственная самостоятельность сегодня директору просто невыгодна, – говорит Марият Ачмиз. – Куда лучше жить директору, который ничего не предпринимает, а только плачется на свою бедность. Не надо добывать деньги, переживать из-за проверок КРУ, не надо отчитываться...”
“Я понимаю, конечно: на то щука, чтобы карась не дремал, но уж очень любят различные проверки финуправления, – рассказывает директор Вятской гуманитарной гимназии г. Кирова Александр Галицких. – Раз есть финансовая деятельность – есть что проверять: нет смысла проверять школы, которые работают с централизованными бухгалтериями, где деньги идут зачастую мимо счетов, налом”.
“Кто идет впереди, тому и шишек достается больше, – резюмирует директор Красноярской школы “Универ” Вячеслав Башев. – Это не жалоба, а правда жизни: так должно быть. От проверок я получаю много новых знаний. И я бы здесь ситуацию не драматизировал”.

Проторенные пути и ноу-хау

“Рациональное обращение с деньгами, как правило, приводит к рациональной содержательной деятельности в образовании и, наоборот, рациональная содержательная деятельность требует рационального расходования средств”, – уверена Татьяна Клячко.
Действительно, многие школы в разных регионах России, которые ведут активную экспериментальную работу, могут служить образцами успешной деятельности как на образовательной, так и на экономической ниве. Директора этих учебных заведений начали самостоятельную финансовую деятельность в конце 80-х – начале 90-х годов, пройдя тернистый путь от новичков до опытных менеджеров. Причем экономические познания они не столько приобретали на курсах, сколько черпали их из собственного повседневного опыта.
Практически во всех школах, рано приобщившихся к хозяйственной самостоятельности, есть попечительские советы, многие из которых были организованы еще на заре 90-х, задолго до принятия соответствующего президентского указа.
У школы два основных способа пополнить свои внебюджетные счета: предоставить дополнительные образовательные услуги и привлечь спонсоров, которыми, как правило, являются состоятельные родители учащихся или отечественные и зарубежные благотворительные фонды.
Сельские же школы живут прежде всего за счет урожаев с приусадебных участков. При умелом хозяйствовании благодаря своим соткам и гектарам им удается удешевить школьные обеды до 5–6 рублей, без ущерба для качества питания. Если земли у школы много – например, 600 га, как в Мятлевском образовательном центре Безенчукского района Самарской области, то и продажа излишков продукции приносит существенный доход.
За счет учебно-производственной деятельности в Коткозерской школе Республики Карелии оборудовали компьютерные классы и даже построили дом для учителей информатики.
Но, к сожалению, названные примеры – исключения из общего правила, и сельские школы далеко не всегда эффективно используют имеющиеся у них ресурсы.
Объективно больше всего возможностей заработать деньги на дополнительных образовательных услугах и найти богатых спонсоров у московских школ – однако и здесь самостоятельно хозяйствуют не более 20%: родители и меценаты готовы вкладывать деньги в известные престижные учебные заведения.
Другим, менее богатым и знаменитым, приходится искать иные способы заработать. У каждой экономически продвинутой школы есть свое ноу-хау, но, поскольку конкуренция на рынке образовательных услуг растет год от года, руководители не спешат делиться друг с другом своими находками...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru