ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Двадцать процентов самостоятельности
Что мешает директору школы
использовать внебюджетные средства
Должна ли школа зарабатывать деньги или
жить исключительно за государственный счет,
занимаясь образованием и воспитанием
подрастающего поколения? Кем должен быть
директор – менеджером, администратором или
педагогом? “Руководство школой – это в первую
очередь педагогическое руководство и в
последнюю очередь административное”, – писал в
свое время Сухомлинский, хотя возглавляемая им
Павлышская школа имела обширное хозяйство:
участок площадью 5 гектаров, хорошо
оборудованные мастерские, собственную
электростанцию.
С тех пор прошла целая эпоха политических и
экономических реформ. В России начали
развиваться рыночные отношения, которые не могли
не отразиться на системе образования.
Тридцать лет спустя...
По данным управления инспектирования
Министерства образования на 1 января 2002 г., 95,5%
российских школ имеют статус юридического лица:
активная работа в этом направлении была широко
развернута министерством, поскольку без этого
статуса школа вообще находится вне правового
поля – как гражданин без паспорта и прописки. В
частности, учителя, например, не могут получать
пенсию за выслугу лет...
Однако, наверстав упущенное, большинство
новоиспеченных юридических лиц не спешат
воспользоваться одним из главных прав, которое
дает им этот статус по Закону “Об образовании”,
– правом открывать расчетные счета и вести
самостоятельную хозяйственную деятельность.
Сегодня в среднем по стране насчитывается не
более 20% школ, имеющих внебюджетные счета.
О чем свидетельствует эта цифра?
“Это тот реальный максимум, который
ограничивается уровнем подготовки
менеджерского звена, – считает директор Центра
образовательной политики Государственного
университета Высшая школа экономики Татьяна
Клячко. – Сейчас обученного, грамотного
менеджмента хватает всего на 20% школ по стране,
причем подавляющее большинство из них находится
в крупных городах”.
Некомпетентность управленцев – вот главное
препятствие на пути экономического становления
школы, уверен декан экономического факультета
Московского городского педагогического
университета, член-корреспондент РАО Михаил
Левицкий. По его убеждению, “подкованный” в
юридических и экономических вопросах директор
эффективно работает даже в самых сложных
правовых условиях. “Задача состоит в том, –
говорит Михаил Львович, – чтобы в весьма
противоречивом правовом пространстве найти те
экономические возможности, “ниши и гавани”,
которые являются официально разрешенными”.
В стереотипах “советского” мышления родителей
и директоров школ, которые считают, что
образование должно быть бесплатным, усматривает
главную причину хозяйственной
несамостоятельности общеобразовательных
учреждений директор московской школы № 1060
Анатолий Пинский. Из-за этого, по его мнению,
“большинство школ выключено из рыночной системы
и отрезано даже от копеечного
софинансирования”.
В отсутствии реальных условий, стимулирующих
хозяйственную самостоятельность школ, видит
корень всех бед директор гимназии № 23 г.
Краснодара Марият Ачмиз: “Директора школ просто
боятся самостоятельности: слишком сложны и
запутанны правовые и экономические аспекты
хозяйственной деятельности.”
«С другой стороны, руководители испытывают
достаточно сильное сопротивление со стороны
муниципальных органов управления образованием,
которые не намерены отпускать школу “в рынок”»,
– считает Галина Вычужанина, первый заместитель
начальника управления образования
Красноярского края.
Чиновники от образования совершенно справедливо
опасаются, что экономическая свобода школы –
первый шаг к свободе педагогической
деятельности. Как правило, местные органы
управления образованием не склонны поощрять
активность школы на рынке образовательных услуг.
Директора многих школ не заинтересованы в том,
чтобы называть объемы получаемых ими
внебюджетных средств, поскольку руководители
органов управления образованием сразу урежут
бюджетное финансирование, несмотря на вопиющую
противозаконность такого действия.
“Вот и получается, что хозяйственная
самостоятельность сегодня директору просто
невыгодна, – говорит Марият Ачмиз. – Куда лучше
жить директору, который ничего не предпринимает,
а только плачется на свою бедность. Не надо
добывать деньги, переживать из-за проверок КРУ,
не надо отчитываться...”
“Я понимаю, конечно: на то щука, чтобы карась не
дремал, но уж очень любят различные проверки
финуправления, – рассказывает директор Вятской
гуманитарной гимназии г. Кирова Александр
Галицких. – Раз есть финансовая деятельность –
есть что проверять: нет смысла проверять школы,
которые работают с централизованными
бухгалтериями, где деньги идут зачастую мимо
счетов, налом”.
“Кто идет впереди, тому и шишек достается больше,
– резюмирует директор Красноярской школы
“Универ” Вячеслав Башев. – Это не жалоба, а
правда жизни: так должно быть. От проверок я
получаю много новых знаний. И я бы здесь ситуацию
не драматизировал”.
Проторенные пути и ноу-хау
“Рациональное обращение с деньгами, как правило,
приводит к рациональной содержательной
деятельности в образовании и, наоборот,
рациональная содержательная деятельность
требует рационального расходования средств”, –
уверена Татьяна Клячко.
Действительно, многие школы в разных регионах
России, которые ведут активную
экспериментальную работу, могут служить
образцами успешной деятельности как на
образовательной, так и на экономической ниве.
Директора этих учебных заведений начали
самостоятельную финансовую деятельность в конце
80-х – начале 90-х годов, пройдя тернистый путь от
новичков до опытных менеджеров. Причем
экономические познания они не столько
приобретали на курсах, сколько черпали их из
собственного повседневного опыта.
Практически во всех школах, рано приобщившихся к
хозяйственной самостоятельности, есть
попечительские советы, многие из которых были
организованы еще на заре 90-х, задолго до принятия
соответствующего президентского указа.
У школы два основных способа пополнить свои
внебюджетные счета: предоставить дополнительные
образовательные услуги и привлечь спонсоров,
которыми, как правило, являются состоятельные
родители учащихся или отечественные и
зарубежные благотворительные фонды.
Сельские же школы живут прежде всего за счет
урожаев с приусадебных участков. При умелом
хозяйствовании благодаря своим соткам и
гектарам им удается удешевить школьные обеды до
5–6 рублей, без ущерба для качества питания. Если
земли у школы много – например, 600 га, как в
Мятлевском образовательном центре
Безенчукского района Самарской области, то и
продажа излишков продукции приносит
существенный доход.
За счет учебно-производственной деятельности в
Коткозерской школе Республики Карелии
оборудовали компьютерные классы и даже
построили дом для учителей информатики.
Но, к сожалению, названные примеры – исключения
из общего правила, и сельские школы далеко не
всегда эффективно используют имеющиеся у них
ресурсы.
Объективно больше всего возможностей заработать
деньги на дополнительных образовательных
услугах и найти богатых спонсоров у московских
школ – однако и здесь самостоятельно
хозяйствуют не более 20%: родители и меценаты
готовы вкладывать деньги в известные престижные
учебные заведения.
Другим, менее богатым и знаменитым, приходится
искать иные способы заработать. У каждой
экономически продвинутой школы есть свое
ноу-хау, но, поскольку конкуренция на рынке
образовательных услуг растет год от года,
руководители не спешат делиться друг с другом
своими находками...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|