ПОВЕСТКА ДНЯ
А наука в РАО почему-то не
приживается...
26 февраля состоялось расширенное
заседание Президиума Российской академии
образования.
Наш корреспондент побывал на обсуждении итогов
работы РАО в 2001 году, планов исследований на 2002
год.
Общее ощущение от заседания Президиума РАО
грустное: ни науке, ни школе ждать от бывшей
Академии педагогических наук ничего хорошего не
приходится.
Заседание скорее походило на ловушку
для непосвященных. Президент РАО Н.Никандров
нашел абсолютно беспроигрышный ход для своего
отчета и темы для дискуссии. Лейтмотивом
выступления стал тезис о проведении в академии
фундаментальных исследований и важности
фундаментальных исследований и что нигде, кроме
РАО, фундаментальные исследования в сфере
образования не ведутся, а вот как раз на них-то в
РАО денег нет.
К числу исследований президент отнес методики по
обучению детей с ограниченными возможностями,
детей с проблемами здоровья, а также эффективную
систему апробации школьных учебников.
А научный секретарь академии Сергей Дармодехин
доложил, что важными нововведениями в прошлом
году стали Целевой план-заказ на проведение
исследований и начало совместно с
Государственной думой и правительством
законотворческой работы, в которой академия
выступает научным экспертом.
При этом важно, с нашей точки зрения, заметить,
что, во-первых, само по себе называние тем
исследований еще не является описанием
результативности этих исследований. А уж что
касается фундаментальных исследований, то тут
надо быть предельно корректным. При всем
уважении к методике апробации новых учебников
отнести эти разработки, как и другие методики, к
числу фундаментальных исследований ну никак
нельзя.
А во-вторых, что, если попробовать оценить работу
Академии образования по качеству тех тестов,
которые опозорили своих авторов во время
эксперимента по ЕГЭ, а также по тому варианту
государственных образовательных стандартов,
которые не могли быть использованы для
законопроекта и отвергнуты думским Комитетом по
образованию и науке, и в результате министерство
сегодня формирует новую группу разработчиков?
Нельзя ли считать результаты первого года
широкомасштабного эксперимента по концепции
структуры и содержания образования результатом
работы РАО? Да и где они, эти результаты?..
Самым неожиданным на заседании президиума РАО
оказалось выступление министра В.Филиппова и
скрытая, а местами и явная полемика президента
РАО с министром.
Наверное, министр оказался единственным, кому по
долгу службы нельзя было попадаться на уловку по
поводу фундаментальных исследований. Поэтому, не
вдаваясь в подробности, министр обратился к
академической общественности с призывом
повернуться лицом к школе и призвал к
качественным и современным прикладным
исследованиям.
Потому как, что же вышло из академической
концепции структуры и содержания 12-летки? Ничего
не вышло.
Что вышло из разработанной в РАО системы
стандартов? Ничего не вышло.
А тесты для ЕГЭ? Извините, что мы снова
возвращаемся к этим примерам...
Но, видимо, и у министра наболело.
И облеклось в формулу: РАО должна более гибко
реагировать на запросы системы образования.
Ну вот так мы формулируем...
Однако дело не в формулировке, а в том, что
член-корреспондент РАО В.Филиппов заявил, что
«для академии важно более открыто
взаимодействовать с гражданским обществом,
формулирующим цели развития образования,
перестать быть самодостаточной структурой».
Отстранившись от РАО, министерство
продемонстрировало свою готовность к
инновационному поиску идей и направлений
модернизации.
Но если кому-то покажется, что мы несерьезно
относимся к науке – вы нас неправильно поняли.
Просто такие вот мероприятия и сама организация
дела в РАО настраивают на ироничное отношение.
Но в то же время мы знаем, что немало ученых в РАО
ведут действительно большую и напряженную
работу. Но не по общей стратегии академии, а либо
сами по себе, либо по заказам регионов, либо по
инициативе ведомства.
А в РАО наука почему-то не приживается...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|