Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ

Монастырь под часами

Покровский монастырь – самая, пожалуй, обаятельная из суздальских обителей. Небольшой, с невысокими стеночками, какой-то весь аккуратненький. Однако же его история – достаточно солидная и не сказать чтоб безмятежная.

Этот монастырь – один из самых древних в государстве. Он был основан в 1364 году. Впрочем, с тех времен не осталось практически ничего. То, что мы видим сейчас, начали строить в XVI веке.
Именно Покровский монастырь в то время олицетворял в городе Суздале движение научной мысли. Во всяком случае, первые в городе часы были сооружены именно в этой обители. Документ 1597 года свидетельствует: “Да у трапезы колокол, а в него великое говсино (то есть пост. – Авт.) часят. Да и часы ис перечастьем”.
О том же говорит и документ 1651 года: “На колокольнице колоколов: два очепных больших, колокол сфимонный, четыре колокола средних, два колокола зазвонных, да на трапезе часы, колокол часовной, два колокола перечасных невелики”.
По тем временам часы были в диковинку.
Еще большей монастырской достопримечательностью считалась среди суздальцев покровская монахиня, сестрица Софья. Это та самая царица Соломония, в девичестве Сабурова, которую ее супруг Василий III сюда упрятал за бесплодие (как выяснилось после, мнимое).
Тому предшествует красивая легенда. Якобы государь однажды ехал в колеснице (позолоченной) и сетовал:
– Вот, на дереве птичье гнездо. Даже птицы счастливее меня – у них есть дети! Кто же будет моим и всего русского царства наследником?
И кто-то из бояр столь же аллегорически ответствовал Василию:
– Государь! Неплодную смоковницу посекают, а на ее место сажают новую.
Очевидно, что проблема была не внутрисемейных, а общегосударственных масштабов. Участь бедняги царицы была решена. Соломонию постригли и определили в суздальский Покровский монастырь. В городе вошла в моду крамольная песенка:

Уж что это у нас в Москве приуныло,
Заунывно в большой колокол звонили?
Уж как царь на царицу прогневался,
Он ссылает царицу с очей дале,
Как в тот ли во город во Суздаль,
Как в тот ли монастырь во Покровский…

Впоследствии в XVII веке было объявлено о том, что погребение сестрицы Софьи “источает чудеса”. Царица сделалась святой.
Василий III, так сказать, подал пример. С его руки монастырь сделался этакой резиденцией опальных и постриженных в монахини российских высокопоставленных особ женского пола. Это, в свою очередь, влекло за собой новые запретные куплеты. Например, во времена Петра Великого, когда в монастыре оказалась знаменитая Евдокия Лопухина, появилось такое фольклорное произведение:

Постригися, моя немилая,
Посхимися, моя постылая.
На пострижение дам сто рублев,
На посхименье дам тысячу.
Поставлю келейку во Суздале,
Во Суздале – красном городе,
Темнешеньку, малешеньку.
Князья и бояре съезжалися
И вот келейке дивовалися:
“И что за келейка –
И темнешенька, и малешенька?
И что это за старица,
Что пострижена молодешенька?”

Впрочем, не одними лишь подобными историями известен был Покровский монастырь. Здесь, например, в ХХ веке находилась одна из двух суздальских церковно-приходских школ (с вполне светской квартирой, а не кельей для учителя).
В советское же время, уже после закрытия обители, здесь располагался институт, сотрудники которого создали противотуляремийную вакцину – средство для профилактики одноименного, хотя и не особенно распространенного, но все равно довольно неприятного заболевания. Однако, как указывают суздальские краеведы, препараты той вакцины были по халатности утеряны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru