ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ
Игры волхвов
По концентрации церквей и храмов
Суздаль, разумеется, стоит в России на одном из
первых, может быть, на самом первом месте. Однако
же именно здесь было особо сильно развито
язычество, лишний раз подтверждая старую русскую
поговорку о том, что у семи нянек дитя без глазу.
Даже первое упоминание о городе связано
не с чем-нибудь, а с языческим восстанием: “В лето
1024. Восстали волхвы в Суздале. По дьявольскому
наущению и бесовским проискам избивали они
старшую чадь, говоря, что те держат запасы. Был
мятеж великий и голод по всей той стране. Пошли
все люди по Волге и Болгары и привезли хлеба, и
так только ожили. Ярослав же, услышав о волхвах,
пришел в Суздаль. Захватив волхвов, одних изгнал,
а других казнил, говоря так:
– Бог за грехи посылает на всякую страну голод,
или мор, или засуху, или иную казнь, человек же не
знает за что”.
Иными словами, был просто-напросто неурожай,
кто-то из языческих волхвов пустил слух о том, что
зерно укрывает у себя “старшая чадь”, то есть,
богатое и в какой-то степени привилегированное
население. Начались разбои (под языческими,
антихристианскими “знаменами”), которые и
подавил князь Ярослав.
“Вспыхнуло восстание земледельцев-смердов,
инспирированное языческими проповедниками… –
писали советские путеводители. – Слухи о нем
дошли до Ярослава Мудрого, встревожили его, он
прибыл в Суздаль с дружиной и подавил восстание
самым жестоким образом”.
В дальнейшем язычество постепенно сдавало
позиции. Но очень уж постепенно. Христианству
приходилось идти на уступки. Например, в
семнадцатом столетии, когда уже существовала
огромная часть знаменитых суздальских храмов и
монастырей, праздники в них проходили в
соответствии с древнеславянскими традициями.
Венчались, например, в них только ночью. При этом
родители молодоженов приносили с собой всякие
напитки и закуски, гости прямо в храме, вместе со
священниками начинали пировать, петь свадебные
песни и даже отплясывать весьма вольные танцы.
Изданное несколько позднее “Историческое
собрание о граде Суждале” так разъясняло
городскую топонимическую ситуацию: “Обывателе
во граде Суждале прежде просвещения святым
крещением бяху идолопоклонники, и имяху богов
языческих, и кроме их Яруна, Пиная, Облупу, Купала,
по которым и места были во граде особливые, где их
богомерзкие были мольбища или капища.
От Яруна Ярунова улица, от Пиная Пинаиха, от
Облупы Облупа, где ныне кабак, от Купала место на
сполье”.
Такие названия суздальских улиц сохранялись до
самого позднего времени. А некоторые старожилы и
по сей день величают их подобными привычными
названиями.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|