ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
Всё о городе Суздаль
Суздаль – город известный. Этакое
воплощение Золотого кольца и туристических
поездок по России вообще. “Куда поедешь
отдыхать? На Кипр?” – “Да нет, поближе. По родной
стране”. – “А, это в Суздаль, что ли?”
Ежедневно сюда приезжают автобусы с покорными
экскурсантами. Их водят осматривать памятники –
за исключением древнейшей гражданской
постройки, так называемого Посадского дома,
здесь все официальные достопримечательности
исключительно церковные. Довольно скоро
экскурсант перестает воспринимать иконостасы,
купола, шатры и колокольни. А экскурсоводы,
сменяя друг друга, словно следователи на допросе,
продолжают потчевать несчастного туриста
сведениями об очередном соборе.
Можно конечно же отправиться в Суздаль
самостоятельно. При этом, разумеется, турист
захватит с собой множество путеводителей, и в
результате будет то же самое – поскольку
сообщают они то же, что экскурсоводы.
А вместе с тем у Суздаля есть своя жизнь. И
разумеется, была она и раньше. Это ведь не музей, а
живой город, населенный живыми людьми со своими
страстями, желаниями, достоинствами и
недостатками. Иной раз кажется, что эта жизнь
никоим образом не связана с тем, что обычно
принято показывать. Словно на одном месте, не
замечая друг друга, существуют два города. Один –
туристический, а другой – настоящий.
Мы вам предлагаем второй вариант.
Книги
Памятники истории и культуры
Владимирской области
Владимир: “Покрова”, 1996
“Неразрывна связь архитектуры со
спокойным среднерусским пейзажем. Легкие,
изящные по форме и необычайно пластичные в
объемах храмы хорошо сочетаются с природным
ландшафтом. Органична связь культовых построек с
русским народным жилым деревянным и каменным
зодчеством. Храмы являются как бы каменными
избами, особенно теплые одноглавые церкви,
поставленные почти всегда в паре с холодными
летними одноглавыми или пятиглавыми церквами.
Это своеобразные архитектурные микроансамбли,
являвшиеся эпицентрами достаточно замкнутой и
самобытной духовной и хозяйственной жизни
посада и слобод Суздаля. Не менее оригинальным
был и декоративный убор построек, сохранивший
многие древние мотивы и дополненный фантазией
местных мастеров. Только на суздальской почве в
атмосфере творческих поисков и смелых
экспериментов родилась идея возводить
колокольни в форме вогнутых шатров в виде
“дудки”. Это колокольни Никольской церкви
(1720–1739 гг.), церкви Иоанна Предтечи (1739 г.),
Антипиевской церкви (1745 г.), Скорбященской церкви
(1750 г.)”.
Эта книга – фундаментальный свод памятников не
только Суздаля, но и всей Владимирской области.
Неудивительно, что Суздаль здесь занял достойное
место.
Удивительно другое – то, что кроме подробнейших
списков охранных объектов здесь можно
обнаружить весьма интересные тексты,
позволяющие несколько глубже понять то, что
видишь во время экскурсий.
Суздаль. Путеводитель
М.: “Памятники Отечества”, 2001
“Суздаль сегодня – это не только город
областного значения Владимирской области. Это
столица популярного туристского маршрута
“Золотое кольцо”. В городе проживают 12 тысяч
жителей, значительная часть которых занята на
предприятиях туристской инфраструктуры. Из
промышленных объектов в Суздале работают
молочный завод, производящий экологически
чистую продукцию, которая пользуется спросом
далеко за пределами области; хлебокомбинат,
снабжающий хлебобулочными изделиями Суздаль и
Суздальский район; небольшая швейная фабрика,
птицефабрика. Рядом с городом располагается
Всероссийский научно-исследовательский
институт сельского хозяйства (ВНИИСХ), имеющий
достаточно сильный научный потенциал и развитую
производственную базу. В городе сохранилась и
работает Суздальская реставрационная
мастерская, профессионализм суздальских
реставраторов завоевал всеобщее признание. Их
руками в 60–70-е годы XX столетия восстановлено
большинство памятников Суздаля”.
Нет ничего обидного в том, что путеводитель по
Суздалю выпущен не на месте, а в Москве. Главное,
что он толково составлен, помещается в кармане и
несет в себе минимум необходимой информации о
городе (в том числе о современной его жизни).
Правда, качество иллюстраций оставляет желать
лучшего, однако же доступная цена частично
искупает этот брак.
Материалы областной
краеведческой конференции
“Роль православной церкви в истории и культуре
владимирской земли”
Владимир, 2001
“Владимирские епархиальные ведомости”
рассказали о судьбе Субботина Иоанна
Алексеевича. Это дед моей бабушки – сирота, сын
беднейшего сельского причетника, в четыре года
лишился глаза. Мальчик жил у родственников,
оказался очень способным и был зачислен в
Суздальское духовное училище с фамилией
Субботин. Владимирскую духовную семинарию
закончил в 1811 году. Там в совершенстве овладел
латинским и французским языками, проявил себя
как литератор и поэт. По совету наставников в 1814
году отправился в Троице-Сергиеву лавру для
поступления в открывшуюся там Московскую
духовную академию. Увы, туда он не был принят
из-за одного глаза – в академию согласно
предписанию принимали “без значащих
недостатков в благовидности”. Пришлось ему
вернуться во Владимирскую епархию. Стал
преподавателем и инспектором Шуйского духовного
училища, а в 1818 г. принял сан священника”.
Владимирская область – одна из лидирующих по
России в краеведческом отношении. Здесь
регулярно ведутся исследования, проходят
конференции, публикуются сборники. Тема Суздаля
присутствует практически во всех таких изданиях.
Мнения
“Суздальцы – это звучит гордо! Слово
Суздаль – радость. Принадлежность к Суздалю –
честь. Суздаль – это город, это земля, это
государство. Сколько раз его разоряли, сжигали,
но он, как птица Феникс, вновь вырастал из пепла и
до сих пор стоит и здравствует”.
Алексей Варганов, историк, XX век
“Ездил в Суздаль. Наибольшее
впечатление произвел Покровский монастырь, где
измывались над бедными русскими женщинами.
Прекрасно рассказывал местный старожил, учитель
на пенсии, подрабатывающий в качестве гида, как
сопротивлялась пострижению в монахини
несчастная Сабурова, жена царя Василия. Ближний
боярин царя ударил ее плетью по лицу, а другие
бояре, не выдержав, закрыли лицо рукавом шубы.
Бояре мне кого-то напоминают.
Чтоб избавиться от надоевшей жены и вступить в
другой брак, царь Василий обвинил ее в бесплодии.
Она же в пору пострижения была беременна его
ребенком. В положенный срок мать Соломония
родила мальчика. Его отобрали у нее и воспитали в
каком-то монастыре. По преданию это и был
знаменитый атаман разбойник Кудеяр”.
Юрий Нагибин, писатель, XX век
“Суздаль – совершенно уникальный
город, такого второго не только в России – на
всей земле нет. Тут какая-то особая атмосфера –
немножко возникает ощущение, что ты находишься в
театре, на сцене. Идешь по улице, мимо церквей,
заходишь в собор, в Гостиный ряд – такое
впечатление, что ты актер на сцене какого-то
обширного представления, потому что красота
Суздаля настолько концентрированная, настолько
необыкновенная…
Очень удобно в туристском комплексе, удачно
выбрано место в низине, в излучине Каменки,
материал и форма, стиль построек. Комплекс из
города не бросается в глаза и вместе с тем
интересно сочетается в каких-то своих мотивах с
Суздальской, Владимирской землей и
архитектурой”.
Родион Щедрин, композитор, XX век
Летопись
1024 – первое упоминание о Суздале.
1217 – Суздаль становится центром
самостоятельного княжества.
1218 – воссоединение Суздальского и Владимирского
княжеств.
1225 – окончено строительство Рождественского
собора в суздальском Кремле.
1238 – Суздаль сожжен татаро-монгольскими
войсками.
1392 – Суздаль вошел в состав Московского великого
княжества.
1635 – построена кремлевская колокольня.
1788 – утвержден регулярный генеральный план
застройки Суздаля.
1796 – Суздалю присвоен статус уездного города
Владимирской губернии.
1956 – в Суздале пущен первый городской автобус.
1967 – принято постановление Совета Министров
СССР о строительстве в Суздале туристического
центра.
1974 – Суздаль награжден орденом “Знак Почета”.
1976 – завершено строительство туристических
объектов первой очереди.
Музеи
Архиерейские палаты
Кремлевская улица, 20
С посещения именно этого музея обычно
начинают осмотр Суздаля музейного. Посетитель
сразу же настраивается на величественный лад –
высокие своды, широкая лестница. На возвышении –
просторный стол, за которым сидят строгие
сотрудницы и торгуют всяческими туристическими
материалами, относящимися к городу.
Экспозиций здесь две. Одна называется
“Крестовая палата. Интерьер XVIII века”. Первые же
ощущения не столько от самих палатских
интерьеров, сколько от размеров помещения.
Все-таки сводчатый зал площадью более трех сотен
метров мы можем видеть не часто.
По своему назначению Крестовая палата –
парадный кабинет и вместе с тем приемный зал
суздальского архиерея. Его кресло и стол
находятся на возвышении практически по центру
зала. Это не смущало иерарха, он мог спокойно
здесь работать, например, подписывать какие-то
официальные бумаги (выставлены бумага, перья и
так далее).
Украшения выдержаны в строгом стиле –
географические карты, портреты царей. Однако эта
лапидарность не мешала устраивать в той же
Крестовой палате приемы с распитием меда, а также
вина. Впрочем, на тех приемах могли появляться
только избранные гости суздальского иерарха.
Вторая
экспозиция называется “История Суздальской
земли и Суздаля с древнейших времен до конца XX
века”. Можно было бы предположить, что это
традиционная краеведческая экспозиция, которую
можно увидеть в большинстве музеев русских
городов. Однако здесь все несколько иначе.
Во-первых, из-за помещения (все те же архиерейские
палаты), а во-вторых, из-за древней и знатной
истории собственно Суздаля. Здесь можно
обнаружить такие уникальные предметы, как
рукописное Евангелие, подаренное Дмитрием
Пожарским Спасо-Евфимиеву монастырю, икона 1700
года “Евфросиния Суздальская” с тщательно
выписанной панорамой города, а также уникальный
колокол весом в 67 пудов.
Однако посетитель жаден до скандалов, и самый
популярный экспонат той выставки – маленькая
детская рубашечка, расшитая серебряными нитками.
Ее обнаружили в одном из захоронений Покровского
монастыря, и естественно, городская молва сразу
же порешила, что эту рубашечку носил сын монахини
Софьи, в миру Соломонии Сабуровой, супруги
Василия III. Доказательств нет, конечно, никаких,
однако же перед рубашечкой обычно скапливается
довольно ощутимое число любителей истории
России.
КСТАТИ, в тех же Архиерейских палатах находится
один из самых дорогих в городе ресторанов –
“Трапезная”. Меню здесь древнерусское и весьма
изощренное. По современным представлениям не все
здесь может показаться и съедобным. Что ж, можно
отнестись к нему как к продолжению экскурсии, а
голод утолить обычным свиным шашлыком.
Музей деревянного
зодчества и крестьянского быта
Пушкарская улица
Музеи под открытым небом вообще выгодно
отличаются от традиционных экспозиций.
Во-первых, потому, что они необычны. Во-вторых, у
них не ограничивается рабочий день (на ночь
“закрывают” только интерьеры). В-третьих, они
более интерактивны. Находясь в таком музее,
чувствуешь себя словно на улице какой-то чудом
сохранившейся деревни.
Здесь, в суздальском музее, это ощущение особенно
отчетливо. Возможно, потому, что сам город
какой-то не совсем реальный. А может, просто так
удачно подобраны все эти мельницы, домишки и иные
непривычные сооружения. Во всяком случае, здесь
ощущение безупречной целостности. И вправду как
будто такая деревня.
Хотя деревни-то на самом деле разные.
Преображенский храм, вывезенный из села
Козлятьева, церковь Воскресения из Потакина,
изба из Илькина, из Каменева, просторный дом из
Лога, мельницы из села Мошок. Самый же странный
экспонат приехал из села Кольцова
Селивановского района Владимирской области. Это
так называемый “ступальный” колодец. Он снабжен
огромным колесом, которое приводилось во
вращение с помощью ножной человеческой силы.
Колодец сравнительно молод – всего
девятнадцатый век.
В некоторых экспонатах сделаны и интерьеры. В
дневное время эти “внутренности” можно
посмотреть. Притом в первую очередь, конечно,
поражает теснота старинного крестьянского
жилища. Оно в этом плане не сравнится даже с
пресловутыми панельными хрущевскими
пятиэтажками.
Неудивительно, что здесь, на территории музея,
часто проходят фольклорные праздники. Тогда
можно увидеть “в действии” таких, казалось бы,
исчезнувших специалистов, как, например, гусляр
или ткачиха. Притом желающие могут сами
попробовать себя за ткацкими приспособлениями
или взять в руки косу.
С одной стороны, вроде бы не совсем хорошо лишать
жителей того же Каменева или же Козлятьева их
самого красивого сооружения. С другой же,
очевидно: там, в деревне, без присмотра эти
ценнейшие сооружения скорее всего будут
уничтожены – из-за случайного пожара или просто
так, что называется, от старости. Здесь же, в
музее, им обеспечены необходимый уход и охрана.
Да и людей, способных оценить своеобразие
подобных экспонатов, тут гораздо больше.
КСТАТИ, музей был создан в шестидесятые годы
двадцатого века на месте Дмитриевского
монастыря.
Интернет
http://www.wec.ru/suzdal/home_rus_2.shtm
“Первое упоминание о Суздале относится
к 1024 году. Возник он на основе древнейшего
земледельческого и торгово-ремесленного
поселения. Есть все основания полагать, что
первые поселения появились здесь не позднее IX
века. Вещественные материалы, найденные во время
раскопок в окрестностях Суздаля, позволяют
сделать вывод, что древнее поселение не было
захолустным. Оно имело разветвленные торговые
связи с далекими государствами Севера и Средней
Азии. В курганах были найдены древние монеты,
чеканенные в Самарканде, Бухаре, Германии.
В начале XI века Суздаль и его окрестности входили
в состав Киевского государства... В последующие
годы Суздаль стал вотчиной князей Всеволода,
Владимира Мономаха. Затем во время междоусобной
борьбы в 1096 году князей Олега Черниговского и
Мстислава Новгородского Суздаль подвергся
сожжению. В 1107 году полчища болгар разграбили его
окрестности, а суздальцы отсиделись в
укрепленном городе.
Киевский князь Владимир Мономах уделял большое
внимание усилению и укреплению города.
Постепенно Суздаль приобретает роль стольного
города Ростово-Суздальского княжества.
К сожалению, Суздаль упоминается в Интернете в
основном как коммерческое туристическое
предложение. Мало кто удосужился заполнить сеть
сведениями об истории этого города. Но впрочем,
если покопаться, можно кое-что и обнаружить.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|