Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Марта ЭВЕЛИН
Австралия

Мы вместе, а не друг против друга

Как превратить родительское собрание
во встречу единомышленников

Родительские собрания – важная и трудная часть работы педагога. Без сотрудничества с родителями нельзя построить эффективной образовательной стратегии. Своим опытом делится австрийский учитель. А есть ли разница, в какой стране собрались взрослые поговорить о детях? Главное – как!

Родительское собрание – неизбежная повинность классного руководителя. Несколько раз в году ему приходится торчать в школе допоздна. Чаще всего являются меньше половины родителей, да и те из чувства долга, без интереса. Поговорили – разошлись. Все осталось по-прежнему. Многие педагоги говорят, что предпочитают индивидуальные встречи. От них больше толку. Рассмотрим оба варианта.
Начнем с общеклассного родительского собрания.

Как иногда бывает?

Уже заранее портится настроение у ребят. Они знают, что из школы мама вернется раздраженная и семейной разборки не миновать. Мама тоже не чувствует праздника в душе. Ей после рабочего дня придется выслушать массу претензий, испытать стыд, вину и бессилие что-либо изменить. Все же она приходит в мрачный кабинет.
Классный руководитель перечисляет «трудных», «странных», «невоспитанных» учеников. Жалуется на плохую дисциплину, нежелание учиться.
Математик заявляет, что не верит во всякие новшества, ему бы с программой справиться. При этом смутно представляет, что входит в программу, на каких основаниях. Химик сетует, что приходится безуспешно сражаться со скучной и не очень-то нужной темой. «Зачем же вы ее проходите?» – робко удивляется наивный папа. «Это обязательная программа», – следует исчерпывающий ответ. По классу ходит листок с текущими отметками, где двойки выставлены на всеобщее обозрение.
Узнали?
Нет! Нет! НЕТ!
Такие собрания не стоит собирать, на такие собрания не стоит собираться.

В нашей школе

Все последние детские работы уже разместились на стенах и столах кабинета. Родители приходят не одновременно. «Первоприходцы» не будут скучать, почитают сочинения, разберутся в чертежах и графиках, порадуются талантам потомков. «В начале собрания не забудь улыбнуться». Это я обязательно записываю в план подготовки, ведь от меня зависит настроение и атмосфера вечера. А после улыбки – деловые сообщения. Конечно, родители должны получить максимум полезной информации о наших планах, удачах и трудностях, обо всех изменениях в расписании, в кадровом составе.
– Мне очень интересно работать с вашими детьми, – так начинает знакомство с родителями новый учитель в классе. Он подробно и интересно рассказывает о своем курсе, о требованиях, о критериях оценок, о том, чему ребята смогут научиться на его уроках. Другой педагог работает в классе не первый год, но сейчас решил испытать новую методику. Он объясняет, в чем ее преимущества. Преподаватель астрономии, видимо, не мастер говорить, заранее написал несколько тезисов, распечатал и теперь, раздав всем присутствующим, предлагает задать вопросы, высказать мнения.
Ни одного негативного высказывания. Критика без позитивных перспектив не дает эффекта. Родители должны воодушевиться, а не упасть духом. Мы вместе, а не друг против друга.
Теперь поговорим об индивидуальной беседе.
Иногда она необходима. Родитель приходит обычно мрачный, встревоженный, готовый обороняться или даже нападать. Нелегко оставаться спокойной, но приходится. Я помню, что на любой факт можно взглянуть с разных точек зрения, и готова выслушать позицию семьи. Для начала я закрываю дверь кабинета. Пусть хотя бы 10 минут меня никто не беспокоит, не мешает сосредоточиться. Я заранее приготовила отдельные работы, отметки ученика, распределила время короткой встречи. Сначала несколько добрых слов о ребенке, о том хорошем, что сделал он в последние дни. Потом о проблемах, но в позитивном ключе. И не обо всех сразу, а о самых важных на сегодня. Педагогический жаргон – долой! Хочу, чтобы меня поняли, а не сочли слишком умной. Теперь даю высказаться гостю. Только не торопить, дать возможность сформулировать.
Я не сижу за учительским столом, не хочу давить авторитетом. Мы рядом. У меня нет готовых ответов, мы ищем вместе. Если мама предложит свой вариант – отлично. Ей будет интереснее воплотить в жизнь собственный план. Если она затрудняется, я предложу что-нибудь, и мы обсудим, насколько мое предложение эффективно. Обычно прошу интересоваться, чем ребенок занимался на уроках. Это позволит быть в курсе событий, вовремя помочь, наконец просто создаст круг общих интересов. Иногда советую заглянуть в дневник. Только без скандала, ради мирных конструктивных объяснений, для выработки семейного плана действий.
Я сама ни за что не буду спорить. Споры с родителями ни к чему хорошему не приводят. Уж в этом-то я убедилась. Возможно, придется признаться, что не в силах помочь. Нужно обращаться к другим специалистам. В любом случае сосредоточусь на поисках выхода, а не на проблеме.
Еще осталось подвести итог, закончить разговор на позитивной ноте. Если нужно, договориться о следующей встрече.
Родительское собрание? Какое-то неточное название. Встреча заинтересованных лиц, встреча единомышленников! Это мне больше по душе. А вам?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru