ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Мы вместе, а не друг против друга
Как превратить родительское собрание
во встречу единомышленников
Родительские собрания – важная и
трудная часть работы педагога. Без
сотрудничества с родителями нельзя построить
эффективной образовательной стратегии. Своим
опытом делится австрийский учитель. А есть ли
разница, в какой стране собрались взрослые
поговорить о детях? Главное – как!
Родительское собрание – неизбежная
повинность классного руководителя. Несколько
раз в году ему приходится торчать в школе
допоздна. Чаще всего являются меньше половины
родителей, да и те из чувства долга, без интереса.
Поговорили – разошлись. Все осталось
по-прежнему. Многие педагоги говорят, что
предпочитают индивидуальные встречи. От них
больше толку. Рассмотрим оба варианта.
Начнем с общеклассного родительского собрания.
Как иногда бывает?
Уже заранее портится настроение у ребят. Они
знают, что из школы мама вернется раздраженная и
семейной разборки не миновать. Мама тоже не
чувствует праздника в душе. Ей после рабочего дня
придется выслушать массу претензий, испытать
стыд, вину и бессилие что-либо изменить. Все же
она приходит в мрачный кабинет.
Классный руководитель перечисляет «трудных»,
«странных», «невоспитанных» учеников. Жалуется
на плохую дисциплину, нежелание учиться.
Математик заявляет, что не верит во всякие
новшества, ему бы с программой справиться. При
этом смутно представляет, что входит в программу,
на каких основаниях. Химик сетует, что приходится
безуспешно сражаться со скучной и не очень-то
нужной темой. «Зачем же вы ее проходите?» – робко
удивляется наивный папа. «Это обязательная
программа», – следует исчерпывающий ответ. По
классу ходит листок с текущими отметками, где
двойки выставлены на всеобщее обозрение.
Узнали?
Нет! Нет! НЕТ!
Такие собрания не стоит собирать, на такие
собрания не стоит собираться.
В нашей школе
Все последние детские работы уже разместились на
стенах и столах кабинета. Родители приходят не
одновременно. «Первоприходцы» не будут скучать,
почитают сочинения, разберутся в чертежах и
графиках, порадуются талантам потомков. «В
начале собрания не забудь улыбнуться». Это я
обязательно записываю в план подготовки, ведь от
меня зависит настроение и атмосфера вечера. А
после улыбки – деловые сообщения. Конечно,
родители должны получить максимум полезной
информации о наших планах, удачах и трудностях,
обо всех изменениях в расписании, в кадровом
составе.
– Мне очень интересно работать с вашими детьми,
– так начинает знакомство с родителями новый
учитель в классе. Он подробно и интересно
рассказывает о своем курсе, о требованиях, о
критериях оценок, о том, чему ребята смогут
научиться на его уроках. Другой педагог работает
в классе не первый год, но сейчас решил испытать
новую методику. Он объясняет, в чем ее
преимущества. Преподаватель астрономии, видимо,
не мастер говорить, заранее написал несколько
тезисов, распечатал и теперь, раздав всем
присутствующим, предлагает задать вопросы,
высказать мнения.
Ни одного негативного высказывания. Критика без
позитивных перспектив не дает эффекта. Родители
должны воодушевиться, а не упасть духом. Мы
вместе, а не друг против друга.
Теперь поговорим об индивидуальной беседе.
Иногда она необходима. Родитель приходит обычно
мрачный, встревоженный, готовый обороняться или
даже нападать. Нелегко оставаться спокойной, но
приходится. Я помню, что на любой факт можно
взглянуть с разных точек зрения, и готова
выслушать позицию семьи. Для начала я закрываю
дверь кабинета. Пусть хотя бы 10 минут меня никто
не беспокоит, не мешает сосредоточиться. Я
заранее приготовила отдельные работы, отметки
ученика, распределила время короткой встречи.
Сначала несколько добрых слов о ребенке, о том
хорошем, что сделал он в последние дни. Потом о
проблемах, но в позитивном ключе. И не обо всех
сразу, а о самых важных на сегодня.
Педагогический жаргон – долой! Хочу, чтобы меня
поняли, а не сочли слишком умной. Теперь даю
высказаться гостю. Только не торопить, дать
возможность сформулировать.
Я не сижу за учительским столом, не хочу давить
авторитетом. Мы рядом. У меня нет готовых ответов,
мы ищем вместе. Если мама предложит свой вариант
– отлично. Ей будет интереснее воплотить в жизнь
собственный план. Если она затрудняется, я
предложу что-нибудь, и мы обсудим, насколько мое
предложение эффективно. Обычно прошу
интересоваться, чем ребенок занимался на уроках.
Это позволит быть в курсе событий, вовремя
помочь, наконец просто создаст круг общих
интересов. Иногда советую заглянуть в дневник.
Только без скандала, ради мирных конструктивных
объяснений, для выработки семейного плана
действий.
Я сама ни за что не буду спорить. Споры с
родителями ни к чему хорошему не приводят. Уж в
этом-то я убедилась. Возможно, придется
признаться, что не в силах помочь. Нужно
обращаться к другим специалистам. В любом случае
сосредоточусь на поисках выхода, а не на
проблеме.
Еще осталось подвести итог, закончить разговор
на позитивной ноте. Если нужно, договориться о
следующей встрече.
Родительское собрание? Какое-то неточное
название. Встреча заинтересованных лиц, встреча
единомышленников! Это мне больше по душе. А вам?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|