Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Мы входим в класс, закрываем дверь и остаемся наедине с тридцатью детьми. И так изо дня в день. Но все-таки нам порой не хватает общения с взрослыми людьми, коллегами. Когда же удается вырваться на переменке в учительскую или на выходные в гости, о чем говорит учитель? “А у меня один ученик...” “А я делаю так...” Более плодотворных методических занятий не придумаешь. На лету, на бегу, между делом, но – по делу. Сегодня на нашей газетной странице учителя разных стран рассказывают, как они учат, воспитывают, подбадривают. Возможно, их маленькие находки, приемы, изобретения покажутся интересными вам, дорогие читатели, и кто-то захочет поделиться своим опытом: “А я делаю так...”

Джон ДЭВИС
США

Надо ли учителю быть “своим парнем”?

И вообще нужна ли дисциплина
в классе и стоит ли ее устанавливать

Кто сказал, что дисциплина в классе – это проблема номер один для молодых педагогов? Может быть, просто учителю, который впервые входит в класс, важно произвести на учеников незабываемое впечатление. К сожалению, не существует простых рецептов. Что подходит одному – не годится для другого. Главное – терпение и уверенность в себе. Вот несколько воспоминаний.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

Немного о себе. Мой рост около 155 сантиметров при «хорошей погоде», поэтому меня часто принимают за ученика. Когда при первой встрече я сообщаю, что работаю в школе, новый знакомый делает умное лицо и спрашивает писклявым голоском: «А в каких классах?» Я сдвигаю брови и отвечаю басом: «В старших». Из-за моего роста никто не верит, что я способен контролировать класс подростков, потому что сам выгляжу как пацан. Я всегда был мал для своих лет и потратил годы, доказывая, что могу справиться с чем угодно не хуже других. Если футболисты на тренировках делали 55 приседаний в минуту, я пытался присесть хотя бы 57 раз. Уверен, что именно это упорство помогло мне пережить несколько первых лет преподавания. Я старался не думать о своем росте. Но когда увидел свою тень на стене школы рядом с тенью ученика, который мог при желании раздавить меня, я сказал: «ПРИЯТНЫЕ ВЕЩИЦЫ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЗ МАЛЕНЬКИХ КУЛЕЧКОВ». Это стало моим девизом.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

Поначалу я часто впадал в крайности. Все было слишком: то слишком суров, то слишком снисходителен. Я полагаю, что нельзя быть всегда строгим. Но мне как учителю-новичку приходилось действовать строго «по инструкции». Это раздражало учеников, а мне казалось, что только так можно уменьшить вероятность того, что тебя обведут вокруг пальца. Всегда можно смягчиться, но невозможно заново добиться власти, однажды упущенной.
Мой преподаватель сказал как-то, что руководство дисциплиной в школе похоже на искусство управления лошадью при помощи вожжей. Конь может понести, но умелый наездник знает, как удержать его под контролем. В некоторые дни вожжи можно ослабить, а иногда стоит натянуть. Старая поговорка «Будь твердым, справедливым и последовательным» – хорошее руководство в отношении дисциплины. Все учащиеся только выиграют от этого. Мы знаем, что примерный ученик, который хочет все знать, сам готов поддерживать дисциплину. Но и трудные ученики, требующие большого внимания, тоже уважают порядок. Они, конечно, не признаются вам в этом, но если к ним ежедневно в классе предъявляют постоянные требования, они начинают больше уважать и себя, и вас.
Моими самыми мрачными днями были те, когда я позволял школьникам взять верх над собой. Я шел домой расстроенный – «восстанавливать силы», а они праздновали победу. Зато я очень гордился собой, когда в классе царила организованная и доброжелательная обстановка. Именно тогда мне удавалось заняться обучением.
Я считаю, что должен быть твердым в отношении дисциплины, поскольку детям придется столкнуться с ней в реальной жизни. Уверен, что учу их не только предмету. Я воспитываю их гражданами, жизнь которых будет плодотворной и здоровой. Или это означает быть жестким учителем? По-моему, хороший учитель не хочет слыть просто «своим парнем». Его высокие требования означают уважение к работе, ученикам, их будущему.

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ

Я знал, что иду в школу не для того, чтобы относиться к 125 ученикам как к детям. Я пришел в школу, поскольку хотел изменить жизнь подростков. Но чувствовал, что существует невидимый барьер между педагогом и учеником. Имя этому барьеру – страх, что тебя назовут подхалимом. Детей в начальной и средней школе приучают к мысли, что учителя не люди. И учащиеся относятся к нам с недоверием. В первый год это меня не сильно беспокоило. У меня было четыре разные параллели и совсем не было времени и энергии, чтобы действительно узнать своих учеников. Но на второй год я смог уделить им больше внимания. И получил вознаграждение! Для меня очень много значит доверие подростков, они рассказывают о себе, о своей жизни вне школы. И даже то, что они иногда позволяют себе называть меня просто Харло (мое прозвище), не кажется мне фамильярностью. Мы друзья. Если ученик чувствует, что вы заботитесь о нем, он обязательно придет к вам.

Перевод
Натальи ОКТЯБРЕВОЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru