ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Мы входим в класс, закрываем дверь и
остаемся наедине с тридцатью детьми. И так изо
дня в день. Но все-таки нам порой не хватает
общения с взрослыми людьми, коллегами. Когда же
удается вырваться на переменке в учительскую или
на выходные в гости, о чем говорит учитель? “А у
меня один ученик...” “А я делаю так...” Более
плодотворных методических занятий не придумаешь.
На лету, на бегу, между делом, но – по делу.
Сегодня на нашей газетной странице учителя
разных стран рассказывают, как они учат,
воспитывают, подбадривают. Возможно, их
маленькие находки, приемы, изобретения покажутся
интересными вам, дорогие читатели, и кто-то
захочет поделиться своим опытом: “А я делаю так...”
Надо ли учителю быть “своим
парнем”?
И вообще нужна ли дисциплина
в классе и стоит ли ее устанавливать
Кто сказал, что дисциплина в классе –
это проблема номер один для молодых педагогов?
Может быть, просто учителю, который впервые
входит в класс, важно произвести на учеников
незабываемое впечатление. К сожалению, не
существует простых рецептов. Что подходит одному
– не годится для другого. Главное – терпение и
уверенность в себе. Вот несколько воспоминаний.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Немного о себе. Мой рост около 155 сантиметров при
«хорошей погоде», поэтому меня часто принимают
за ученика. Когда при первой встрече я сообщаю,
что работаю в школе, новый знакомый делает умное
лицо и спрашивает писклявым голоском: «А в каких
классах?» Я сдвигаю брови и отвечаю басом: «В
старших». Из-за моего роста никто не верит, что я
способен контролировать класс подростков,
потому что сам выгляжу как пацан. Я всегда был мал
для своих лет и потратил годы, доказывая, что могу
справиться с чем угодно не хуже других. Если
футболисты на тренировках делали 55 приседаний в
минуту, я пытался присесть хотя бы 57 раз. Уверен,
что именно это упорство помогло мне пережить
несколько первых лет преподавания. Я старался не
думать о своем росте. Но когда увидел свою тень на
стене школы рядом с тенью ученика, который мог
при желании раздавить меня, я сказал: «ПРИЯТНЫЕ
ВЕЩИЦЫ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЗ МАЛЕНЬКИХ КУЛЕЧКОВ». Это
стало моим девизом.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Поначалу я часто впадал в крайности. Все было
слишком: то слишком суров, то слишком
снисходителен. Я полагаю, что нельзя быть всегда
строгим. Но мне как учителю-новичку приходилось
действовать строго «по инструкции». Это
раздражало учеников, а мне казалось, что только
так можно уменьшить вероятность того, что тебя
обведут вокруг пальца. Всегда можно смягчиться,
но невозможно заново добиться власти, однажды
упущенной.
Мой преподаватель сказал как-то, что руководство
дисциплиной в школе похоже на искусство
управления лошадью при помощи вожжей. Конь может
понести, но умелый наездник знает, как удержать
его под контролем. В некоторые дни вожжи можно
ослабить, а иногда стоит натянуть. Старая
поговорка «Будь твердым, справедливым и
последовательным» – хорошее руководство в
отношении дисциплины. Все учащиеся только
выиграют от этого. Мы знаем, что примерный ученик,
который хочет все знать, сам готов поддерживать
дисциплину. Но и трудные ученики, требующие
большого внимания, тоже уважают порядок. Они,
конечно, не признаются вам в этом, но если к ним
ежедневно в классе предъявляют постоянные
требования, они начинают больше уважать и себя, и
вас.
Моими самыми мрачными днями были те, когда я
позволял школьникам взять верх над собой. Я шел
домой расстроенный – «восстанавливать силы», а
они праздновали победу. Зато я очень гордился
собой, когда в классе царила организованная и
доброжелательная обстановка. Именно тогда мне
удавалось заняться обучением.
Я считаю, что должен быть твердым в отношении
дисциплины, поскольку детям придется
столкнуться с ней в реальной жизни. Уверен, что
учу их не только предмету. Я воспитываю их
гражданами, жизнь которых будет плодотворной и
здоровой. Или это означает быть жестким учителем?
По-моему, хороший учитель не хочет слыть просто
«своим парнем». Его высокие требования означают
уважение к работе, ученикам, их будущему.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
Я знал, что иду в школу не для того, чтобы
относиться к 125 ученикам как к детям. Я пришел в
школу, поскольку хотел изменить жизнь
подростков. Но чувствовал, что существует
невидимый барьер между педагогом и учеником. Имя
этому барьеру – страх, что тебя назовут
подхалимом. Детей в начальной и средней школе
приучают к мысли, что учителя не люди. И учащиеся
относятся к нам с недоверием. В первый год это
меня не сильно беспокоило. У меня было четыре
разные параллели и совсем не было времени и
энергии, чтобы действительно узнать своих
учеников. Но на второй год я смог уделить им
больше внимания. И получил вознаграждение! Для
меня очень много значит доверие подростков, они
рассказывают о себе, о своей жизни вне школы. И
даже то, что они иногда позволяют себе называть
меня просто Харло (мое прозвище), не кажется мне
фамильярностью. Мы друзья. Если ученик чувствует,
что вы заботитесь о нем, он обязательно придет к
вам.
Перевод
Натальи ОКТЯБРЕВОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|