ДОКУМЕНТЫ N81
РАССКАЗЫВАЕТ СПЕЦИАЛИСТ
Новые пенсионные законы
С 1 января текущего 2002 года в нашей
стране вступили в действие два новых пенсионных
закона: Федеральный закон “О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации”
от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ и Федеральный закон “О
трудовых пенсиях в Российской Федерации” от 17
декабря 2001 г. № 173- ФЗ. Эти законы существенным
образом меняют сложившуюся в стране пенсионную
систему.
Современная российская система пенсионного
обеспечения складывалась на протяжении всего ХХ
века. До 1917 г. она состояла лишь из отдельных
элементов, включавших обеспечение рабочих,
получивших увечье на работе, осуществлявшееся
фактически по отдельным предприятиям из средств,
собираемых в специальных кассах из взносов
предпринимателей и работников, и так называемую
“эмеритуру” – пенсию для отставных
государственных служащих, выдаваемую из
накоплений специальных эмеритальных касс,
существовавших в отдельных ведомствах,
складывавшихся из взносов самих чиновников.
Самое многочисленное население империи,
крестьянство, никакой социальной поддержки при
потере трудоспособности вследствие болезни или
по возрасту не имело. Для крестьянина в старости
обеспечением был труд его детей, не выделившихся
из семьи: семья наделялась общинной землей по
числу едоков, но не всякая семья могла имеющуюся
землю обработать. По-видимому, эти
обстоятельства служили основой для формирования
и консервации “общинной психологии” с одной
стороны, а с другой – приводили к внутрисемейным
противоречиям и конфликтам, яркие примеры
которых имеются в русской классической
литературе.
В советский период сложилась система пенсий,
выплачиваемых из государственного бюджета,
состоявшая из пенсий лицам, лишенным возможности
работать по инвалидности или по старости, размер
которых определялся с учетом трудового стажа и
трудового вклада (зарплаты перед выходом на
пенсию) пенсионера. Существовали также пенсии за
выслугу лет работникам отдельных отраслей и
ведомств. Отдельным лицам, имевшим заслуги перед
государством (например, работавшим на любой
должности в государственных или партийных
органах или имевшим длительный партийный стаж),
устанавливались персональные пенсии. Большой
категории лиц, не имевших права на пенсию по
установленным критериям, выплачивались
социальные пенсии минимального размера. Среди
работников сельского хозяйства право на
государственные пенсии распространялось в
первую очередь на рабочих и других работников
совхозов (государственных предприятий). На
колхозников система государственного
пенсионного обеспечения была распространена
лишь в 60-е годы.
Начало современной российской пенсионной
системе было положено Законом “О
государственных пенсиях в Российской
Федерации” от 20 ноября 1990 года № 340-1, который с
внесенными в него изменениями и добавлениями
действует и в настоящее время. В связи с
изменением социально-экономических условий в
стране задача построения устойчивой пенсионной
системы решалась на пути отделения пенсионных
средств от средств государственного бюджета, с
тем чтобы выделенные пенсионные средства нельзя
было использовать на срочные государственные
нужды. В этих целях был образован внебюджетный
пенсионных фонд (резерв финансовых средств),
собираемый из взносов работодателей и из
государственных средств (если имеющихся в
пенсионном фонде средств не хватает на выплату
текущих пенсий). Управление пенсионными
средствами и обеспечение своевременной выплаты
государственных пенсий было возложено на
специальную организацию, не входящую в систему
государственных органов управления, но
находящуюся под государственным контролем, –
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
Начисление пенсий осуществлялось органами
социальной защиты населения (ранее
называвшимися органами социального
обеспечения). У такой пенсионной системы имеется
существенный недостаток: объем средств,
собираемых в пенсионном фонде (резерве) в сильной
степени зависит от количества работающих и
величины их зарплаты, поскольку взносы
работодателей зависят от фонда оплаты труда. В
такой системе работающие содержат неработающих,
а то, что “заработали” прежние поколения,
осталось только в форме материальных ресурсов
(как правило, основных фондов), эффективное
использование которых влияет на величину
доходов работающих и в конечном итоге – на
размеры пенсионного фонда. Со временем ресурсы
устаревают, количество пенсионеров растет и
обеспечение достойной жизни старшим поколениям
становится для работающих все более трудной
задачей. Система работает как бы “с колес”:
собранные средства сразу уходят на пенсионные
выплаты. Сокращение рождаемости, уменьшение
числа работающих, как это происходит в России в
настоящее время, делают невозможным ни развитие
экономики, поскольку все большая доля средств
идет не в инвестиции, а на потребление в виде
пенсий, ни увеличение самих пенсий в зависимости
от роста стоимости жизни из-за относительного
уменьшения пенсионного фонда. Выход состоит в
создании накопительной (страховой) пенсионной
системы, когда работающий в течение всего
времени работы откладывает в пенсионном фонде
средства для своей будущей пенсии на своем
индивидуальном счете. Средства пенсионного
фонда, пока они относительно свободны, то есть
еще не используются для выплаты пенсий,
инвестируются в различные доходные проекты,
поэтому они в целом, включая индивидуальные
средства застрахованного, возрастают, что в
дальнейшем должно обеспечить уровень
пенсионного обеспечения, соответствующий уровню
жизни в стране. Такая схема функционирования
пенсионной системы была положена в основу
“Концепции реформы системы пенсионного
обеспечения в Российской Федерации”,
утвержденной постановлением Правительства РФ от
7 августа 1995 г. № 790. Первым шагом в реализации
этой концепции стало введение индивидуального
(персонифицированного) учета сведений о
гражданах, на которых распространяется действие
законодательства РФ о государственном
пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий),
на основе Федерального закона “Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе государственного пенсионного
страхования” от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.
Введенные с начала текущего года новые
пенсионные законы затрагивают содержательную
часть пенсионной системы. Этими законами
разделены пенсии по источникам их
финансирования. Пенсии в системе
государственного пенсионного обеспечения (не
“страхования”!) финансируются за счет средств
федерального бюджета (статья 6 закона № 166-ФЗ).
Право на пенсии по этому закону имеют
федеральные государственные служащие,
военнослужащие, участники Великой Отечественной
войны, граждане, пострадавшие в результате
радиационных или техногенных катастроф,
нетрудоспособные граждане. Закон
предусматривает также пенсионное обеспечение
членов семей этих граждан по определенным
правилам. Надо отметить, что в закон вводится
новое понятие при установлении пенсии по
инвалидности: ограничение способности к
трудовой деятельности III, II и I степени, которое
соответствует (до 1 января 2004 года) используемому
в настоящее время понятию инвалидности I, II и III
группы соответственно. Трудовые пенсии,
регулируемые законом № 173-ФЗ, финансируются из
средств Пенсионного фонда РФ, образуемых за счет
взносов, уплачиваемых за работников
работодателями и иными лицами, на которых это
возложено законом.
Нужно сказать, что оба новых закона сохраняют все
права и льготы, имеющиеся в действующем
законодательстве о государственных пенсиях. В
случаях, когда между действующими сейчас и
новыми законами появляются расхождения,
сохраняются имеющиеся права и льготы, а из
возможных размеров пенсионных выплат
устанавливается, как правило, пенсия большей
величины.
Конечно, в кратких заметках невозможно дать
подробный комментарий тому новому, что вводится
новыми пенсионными законами. Здесь хотелось бы в
первую очередь отметить следующее. В законе
дается общий состав трудовой пенсии. Она
включает следующие основные части:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П – размер трудовой пенсии,
БЧ – базовая часть трудовой пенсии,
СЧ – страховая часть трудовой пенсии,
НЧ – накопительная часть трудовой пенсии.
Базовая часть трудовой пенсии имеет
различную величину для разных видов пенсии.
Рассматриваемым законом № 173-ФЗ установлены
пенсии следующих видов:
трудовая пенсия по старости (минимальный размер
БЧ=450 руб. в месяц, но меняется в зависимости от
возраста, степени ограничения возможности
трудовой деятельности и наличия иждивенцев;
максимально может быть БЧ=1350 руб. в месяц);
трудовая пенсия по инвалидности (минимальный
размер БЧ=225 руб. в месяц, в зависимости от степени
ограничения способности к трудовой деятельности
застрахованного и количества у него иждивенцев
максимально может быть БЧ=1350 руб. в месяц);
трудовая пенсия по случаю потери кормильца (на
каждого члена семьи застрахованного может быть
от БЧ=225 руб. до БЧ=450 руб. в месяц).
Страховая часть трудовой пенсии определяется на
основании данных о величине расчетного
пенсионного капитала застрахованного на день
назначения пенсии (ПК) и ожидаемого периода
выплаты трудовой пенсии (Т), принимаемого равным
Т=19 лет =228 месяцев при выходе на пенсию в 60 лет
(мужчины) или 55 лет (женщины), но не менее Т=14 лет=168
месяцев при выходе на пенсию в более позднем
возрасте:
СЧ = ПК / Т.
Для пенсии по старости сумма базовой
страховой части трудовой пенсии не может быть
менее 660 рублей.
Размер накопительной части трудовой пенсии
определяется по сумме пенсионных накоплений
застрахованного (ПН) и ожидаемому периоду
выплаты трудовой пенсии (Т):
НЧ = ПН / Т.
Сведения о пенсионном капитале и
пенсионных накоплениях застрахованного
содержатся в индивидуальном лицевом счете
застрахованного. При определении размеров
трудовой пенсии по инвалидности и по случаю
потери кормильца, а также при перерасчете пенсий
в использовании СЧ и НЧ имеются особенности.
Отдельной главой в законе № 173-ФЗ рассмотрен
порядок назначения трудовой пенсии до
достижения пенсионером общеустановленного
пенсионного возраста (“за выслугу лет”).
Досрочно независимо от возраста пенсия может
быть назначена лицам, не менее 25 лет
осуществлявшим педагогическую деятельность в
государственных и муниципальных учреждениях для
детей. Списки должностей, с учетом которых
назначаются такие пенсии, утверждаются
Правительством РФ.
По новому пенсионному законодательству (Закон
“Об обязательном пенсионном страховании в РФ”)
застрахованному предоставлены некоторые права
по управлению своим пенсионным капиталом.
Застрахованный может выбирать компанию,
управляющую его долей капитала, с целью
увеличения пенсионных накоплений. В этих целях
готовится закон об инвестировании пенсионных
средств. Конечно, все эти пенсионные новации
имеют значение для тех, кто выйдет на пенсию в
достаточно отдаленном будущем. Для уже
получающих пенсию и для выходящих на нее в
ближайшее время продолжает действовать Закон “О
государственных пенсиях в РФ” № 340-1. Вообще,
после введения в действие новых законов, с 1
января 2002 г., прежние законы “О государственных
пенсиях в РФ”, “О порядке исчисления и
увеличения государственных пенсий” и другие
применяются в части, не противоречащей новым
законам.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|