РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Эжен Делакруа.
Письма
СПб.: Азбука, 2001
В зал
Эжена Делакруа, что в Лувре, школьников и
студентов водят изучать романтизм – все его
жанры, сюжеты, разновидности. Этот знаменитый
живописец был редкостно многогранен: писал
портреты, исторические полотна, пейзажи,
жанровые картины в ориентальном вкусе, увлекался
анималистикой. Много работал в монументальном
жанре. Кроме того, обладал изрядным литературным
даром: оставил обширный и интереснейший
«Дневник» (его полное издание на русском стало
одним из ярких событий хрущевской «оттепели»),
много писал для влиятельных художественных
журналов своего времени.
Статьи и дневники пишут немногие, а письма –
практически все. Делакруа не исключение. Его
эпистолярий довольно велик – более 1500 посланий
людям различных степеней и званий: друзьям
детства, коллегам-художникам, женщинам,
покупателям картин, официальным лицам. Среди
адресатов Делакруа – Жорж Санд и Виктор Гюго,
Стендаль и Александр Дюма-отец, Бальзак и Шопен.
Ныне письма художника впервые изданы в России
отдельной книгой (более 600 посланий) в серии
«Наследие» издательства «Азбука».
На первый взгляд Делакруа прожил спокойную
жизнь. В войнах и революциях не участвовал, умер в
своей постели при нотариусе и враче (в отличие от
многих поэтов-романтиков, оканчивавших дни
молодыми и в чужих краях), любовных и творческих
драм, кажется, не претерпевал. Единственный в его
жизни скандал, связанный с показом на парижском
Салоне 1827 года картины «Смерть Сарданапала»,
только прибавил популярности молодому
художнику, ввел его в круг тогдашних
знаменитостей. Но благополучие это обманчиво.
Отпрыск родовитых, но разорившихся дворян из
провинции, Делакруа провел детство и юность чуть
ли не в бедности, рано потерял отца и мать,
страдал от опеки деспотичной старшей сестры. Его
письма 1810–1820-х годов к сестре переполнены
мольбами о денежной помощи: молодому художнику
нужны кисти, холсты и грунт, необходимы
натурщики… Безденежье, а позднее крайняя
занятость так и не позволили Делакруа посетить
«Мекку художников» – Италию (мечты о поездке –
один из лейтмотивов переписки). Красавец и
светский щеголь, он, по воспоминаниям
современников, был весьма робок с женщинами…
Этот выдающийся колорист (первейший после
Рубенса и Веронезе) и несравненный певец южных
красот очень мало путешествовал по миру. Правда,
единственная экзотическая поездка – в Алжир и
Марокко – подарила Делакруа массу впечатлений и
сюжетов для картин. Здесь, в «стране львов и
сафьяна», в закоренелом романтике вдруг
проснулся классицист: «Вы словно попали в Рим или
в Афины… кругом плащи, тоги и тысячи
подробностей в античном духе. Негодяй, который
чинит башмак ради нескольких су, одет и держится
как какой-нибудь Брут или Катон Утический» (из
письма 1832 г.).
Советские искусствоведы ценили Делакруа за
«Свободу, ведущую народ на баррикады»
(действительно замечательная картина, одна из
лучших у художника), и недолюбливали за «правые»
убеждения поздних лет, за дружбу с Адольфом
Тьером (министром внутренних дел, позднее –
усмирителем Парижской коммуны). В сборник,
кстати, вошли письма, в которых Делакруа детально
обсуждает с Тьером планы отделки Тронного зала в
палате депутатов. Но самое, пожалуй, интересное в
этой книге – рассуждения художника о природе
искусства, о романтизме в жизни и творчестве: «Мы
живем, мой добрый друг, во времена всеобщего
упадка. Сейчас нужна отвага, чтобы сделать своим
единственным божеством прекрасное. Ну что ж, чем
больше людей отрекается от него, тем пламенней я
ему поклоняюсь» (из письма 1831 г.).
Книгу предваряют две статьи – написанный в
академичной манере очерк творчества
(В.И.Раздольская) и пылкое, воистину французское
эссе А.Жубена, первого серьезного публикатора
писем Делакруа в 1930-е годы. Его же биографические
справки открывают каждый из хронологических
разделов сборника. Репродукции картин Делакруа,
увы, оставляют желать лучшего. Впрочем, это ведь
не альбом, а литературное издание.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|