Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
ДАВАЙТЕ СПОРИТЬ! 

Леонид КОСТЮКОВ

Дворцовый переворот отменяется...

Современный конфликт отцов и детей
вряд ли бы заинтересовал Тургенева

Видано ли, чтобы сын восставал против отца? Да где и когда угодно.
Этот сюжет пронизывает практически все мифологические системы. Он является основой почти любого дворцового переворота. В частной жизни, ускользающей от внимания историков, но оставляющей свой след в литературе, бунт, может быть, не всегда так кровав и заметен в своих результатах. Но он постоянно случается – со всем мыслимым антуражем: от лишения наследства до проклятия и ответного плевка на могилу. Но давайте вот на что обратим внимание.
Сама ситуация бунта свидетельствует о том, что есть против чего восставать. Есть уклад, который возвышает отца над сыном, освященный богами, традицией и подкрепленный экономикой. Я подвожу вас к такой грустной мысли: в России бунт сына против отца невозможен, потому что нет уклада, против которого интересно и благородно восстать. Хочется привычно уточнить: в сегодняшней России – да нет, по меньшей мере последние сто лет.

Допустим, у ребенка есть отец и дед – я специально гну мужскую линию, чтобы не отвлекаться понапрасну на разнообразные «гендерные» заморочки. Допустим, мальчик видит, как отец ссорится с дедом. Так вот, по-моему, неприятен не сам конфликт – он, повторяю, возможен всегда и везде – и не формы его протекания. Я думаю, в среднем ситуация развивается довольно вяло и цивилизованно – особенно если сравнить ее с историческими аналогами. Неприятен, более того, примитивен и убог свод тех ценностей, которые оказываются решающими.
Вот сыну три года, отцу – тридцать три. Отцу надобно доставить сына в определенное место – поликлинику или детский сад. Находятся разумные аргументы. Но если они не подействуют, можно и оттащить за ухо.
Сыну двадцать, отцу пятьдесят. Отцу хотелось бы, чтобы его сын учился, работал и культурно рос над собой. Сыну хочется другого – и безо всякого бы. Обмен аргументами довольно быстро переходит в обмен оскорблениями. И тут у отца, как правило, находятся простые экономические рычаги давления. Побеждает сильнейший – хорошо, что не грубо физически.
Сыну сорок, отцу семьдесят. Незаметно и постепенно они переползли в статус отца и деда. Вновь в чем-то не сошлись. Тридцать лет добавочного жизненного опыта никуда не делись. Но как они не срабатывали до сих пор, так и тут нечего ими козырять. Теперь сын-отец, среднее звено семьи, сильнее и деда, и внука в обоих видах двоеборья. У него и кулак крепче, и кошелек толще. Вы хотели знать, что такое патриархальный уклад – не по учебнику, а в действии? Это когда все происходит иначе.

Сегодняшний ребенок видит (опять же, как правило) жизнь и взаимоотношения двух старших поколений своей семьи. Редко между тещей и зятем, свекровью и невесткой, да и по прямым родовым вертикалям все складывается гладко. Плохо не это. Плохо то, что старики как бы унижены изначально, самой жизнью. Мир так устроен, что к старости естественно оказаться либо главой клана, либо приживалом. Среднее плохо реализуется – для этого нет стандартной модели. Старик – явно не лучший исполнитель. Стало быть, либо он отдает распоряжения, либо он вне игры.
В России последних ста лет он – вне игры. По крайней мере в семье.

Мы сегодня не говорим о любви. Мы скорее говорим об уважении.
Сын уважает отца за то, что тот больше, сильнее и богаче. Обобщая – могущественнее в простейшем смысле. Может починить телевизор (или сам, или вызвав и оплатив приход мастера). Может купить игрушку. Может бросить меня и маму – вон как у Вадика и Костика уже произошло. Далее – факультативно.
Отец нащупывает пути и возможности личного контакта. Он иногда происходит – скорее по взаимной любви, то есть на обочине нашего сегодняшнего разговора. Происходит будто впервые на планете, Божьим произволением. Скажем прямее и проще – ничего в общественно-культурном фоне не намекает ребенку и подростку на уважение к родителям. Априорное, против которого потом – при необходимости – можно было бы взбунтоваться.
Рынок через механизмы рекламы обращается к ребенку и подростку, минуя родителей. Радостно воссоздавая молодежный сленг и производя его образцы. В этом – доминирующем – слое культуры родители есть утомительные предки, в худшем случае не понимающие тебя и мешающие тебе, в лучшем – понимающие и не мешающие. Хороший отец дарит хорошему сыну хороший презерватив. Всякая инициатива родителей в отношении детей трактуется этими культурными придатками как давление. За исключением, пожалуй, покупки памперсов.
Обобщить можно так: в школе принято уважать учителей – против этого можно бунтовать и даже сделать бунт нормой жизни, но в изначальной расстановке это так. В квартире не принято уважать родителей. Они (родители) могут заслужить штучное уважение, но в качестве социокультурной нормы это не принято. Почему, сынок, ты не уважаешь меня? Да потому, папа, что ты своего папу не уважаешь....

Никто не виноват. Вспомним: насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом. Именно так: отец, как правило, промотался – я не только о деньгах говорю, деньги – так, одна из индикаций. Чему служил, за что боролся... Сын им невольно обманут. И горькая насмешка – вполне корректный вариант оценки. Лучший, можно сказать.
Какой отец не промотался? Тот, у которого был индивидуальный жизненный проект или хотя бы свой взгляд на жизнь. Которого общество в числе прочих стариков отдельно унизило (экономика), а вдобавок отдельно признало униженным (идеология) – а он не унизился. Этот проект может быть выражен внешне (мастерство игры на виолончели или образцовый сад на дачном участке), а может быть труднее различим, выражен внутренне. Есть такой стандартный оборот речи: вызывает невольное уважение. Есть такие старики. Статистически – исключение, в нравственном и культурном плане – норма.

Я знаю одну такую семью: муж и жена прожили в браке, никогда не расставаясь надолго, сорок пять лет. У них два сына и дочь. Все женаты – единственным крепким браком. У старшего сына и дочери по двое детей, у младшего сына – пятеро (если я не отстал от жизни). Вы хотите подробностей. А не хватает ли в данном случае простой анкеты, чтобы оценить исключительность ситуации?
Что ж, не бывает в этой большой семье конфликтов между поколениями? Почему не бывает? Да только наблюдая за этими конфликтами, за категориями, в которых они разрешаются, дети что-то важное и серьезное понимают в жизни. А не просто получают психологическую травму – как это происходит сплошь и рядом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru