Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

МУЖСКАЯ ШКОЛА 
 

Часто ли мы видим в своих учениках мальчиков и девочек? Или спохватываемся только после очередной драки? Может быть, таким странным способом дети пытаются объяснить нам, что образование мальчиков и образование девочек – совершенно разные.
Оказывается, можно относиться к этому совершенно серьезно и строить особую систему воспитания, которая продержалась уже почти триста лет. Именно столько существуют в России военные училища для мальчиков – кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища. Мальчишкам нужна мальчишеская жизнь, полная опасностей, сияющего блеска оружия, запаха моря, приключений и дальних походов.
Но самое главное в другом – в возмужании юношей. Жизнь кадетов устроена так, что романтический настрой постепенно уступает место чувству значимости выполняемого дела, ответственности, причем не только за себя, но и (что особенно важно для кадетского воспитания) за товарищей и в конечном итоге чувству причастности к судьбе Родины.
Воспитание мальчишек действительно дело серьезное. Жаль, что мы вспоминаем об этом только 23 февраля.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Морской узел романтики и ответственности

Почему гардемаринам и фрейлинам нравится военная форма?
Интервью с Надеждой ЖУКОВОЙ и мамами воспитанников этого корпуса Анжеллой КОРОЛЬКО и Светланой ЗАЙЦЕВОЙ.

Общеизвестно, что престиж офицерской и армейской службы в настоящее время, мягко говоря, невысок. На этом фоне особенно удивителен резкий рост интереса родителей к возрожденным кадетским корпусам. Конкурсу в эти учебно-воспитательные заведения могут позавидовать МГИМО и МГУ – до 25 человек на место.

– Почему же родители хотят видеть своих детей в числе кадетов?
Н.Ж. В кадетских корпусах с детьми занимаются весь день. Поэтому родители могут быть уверены, что их сын не остается на улице в одиночестве или в какой-нибудь компании, а занят делом. В этом и состоит наиболее распространенная причина желания родителей отдать своего ребенка в кадетский корпус.
Еще одна типичная причина выбора родителей – стремление к преемственности. По большей части в кадетских корпусах учатся ребята из семей офицеров.
Бывает и так, что ребенок сам принимает твердое решение: связать свою судьбу с воинской службой. Мой сын, ныне уже выпускник кадетского корпуса, в свое время так и сказал: хочу быть военным потому, что люблю свою родину. И этот выбор он совершил несмотря на то, что на примере отца-офицера видел все лишения военной службы. Достаточно сказать, что из-за переездов сын поменял 11 школ. И все равно захотел учиться в специальном классе с военной подготовкой.
А.К. Вначале моего сына привлекла внешняя атрибутика: красивая военная форма, парады.
А мне нравилось, что в корпусе с детьми занимаются и в первой, и во второй половине дня. Причем занимаются люди неравнодушные к своему делу, хорошо его знающие. И они не одиноки. В Москве существует суворовское и нахимовское содружество, деятельность которых тоже направлена на воспитание кадетских классов.
Кадетский корпус привлекателен и тем, что учеба в нем дисциплинирует ребенка, приучает его к собранности, ответственности. Это сказывается и на учебе. В прошлом году 70 процентов наших выпускников поступили в высшие учебные заведения.
А кроме того, свою роль сыграла семейная традиция. У нас, можно сказать, династия: папа – офицер-пограничник, мама – военнослужащая, дедушка – военный летчик. Сын тоже мечтал летать, но потом рассудил иначе: в стране для самолетов не хватает ни бензина, ни керосина, я не хочу учиться на летчика, чтобы затем остаться не у дел. И поступил в морской корпус.
С.З. Мою дочь Настю тоже поначалу привлекла морская форма: «Давай я попробую в ней походить». Попробовала и не захотела снимать ее. В корпусе Насте понравилось все: практика в Севастополе, военно-спортивные занятия (Настя занимается легкой атлетикой), встречи с людьми, которые делились своим богатым жизненным опытом. Вообще в корпусе насыщенная жизнь, одних только кружков здесь 36, причем направления самые разные – от рисования до истории Военно-Морского Флота. Кстати, Настя помимо прочего еще учится в художественной школе.
Но пожалуй, более всего в корпусе Насте понравился коллектив. Как-то я завела разговор о возможности перехода в другую школу, и первое, что сказала на это дочь: «Не хочу, у меня здесь друзья». Интересно, что по уставу старшеклассников-мальчиков в школе называют гардемаринами, а девушек – фрейлинами.
– Какие самые главные задачи стоят перед кадетскими корпусами? Кого и к чему они готовят, какие качества воспитывают?
Н.Ж. Для кадетских корпусов основными являются две цели. Во-первых, изучение отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания. А вторая цель звучит так: воспитание гражданина и патриота своей Родины через изучение ее правовой и государственной системы, символики, жизни и деятельности выдающихся личностей, подготовка к государственной и военной службе.
– Сегодня дети живут в жестоком мире. Как правило, люди больше ориентируются на потребительские и эгоистичные цели, а не на идеалы чести, благородства, служения Родине. Наверное, нужны какие-то особые способы воспитания, чтобы взрастить эти высокие качества в душе ребенка, которому приходится постоянно сталкиваться совсем с другими, отнюдь не светлыми проявлениями человеческой натуры?
Н.Ж. Дело не в особых способах воспитания. Главная проблема, на мой взгляд, в том, что взрослым зачастую не хватает времени объяснить детям, в чем суть истинных и ложных ценностей. К сожалению, сейчас родители в силу разных причин слишком мало занимаются детьми.
Ребенок восприимчивое существо. Мы видим, с каким интересом ребята приходят на встречи с ветеранами войны и флота, как внимательно слушают их биографические рассказы.
Когда ты видишь пулемет или пушку в музее – это одна ситуация, а когда о боях за Москву, которые происходили совсем близко от твоего дома, рассказывает их участник – совсем другая.
Нередко происходят встречи с офицерами – родителями наших воспитанников, которые знакомят ребят с военной службой, рассказывая истории из своей жизни. Естественно, это производит сильное впечатление.
В торжественном обещании, которое дают кадеты, есть такие слова: «Обещаю любить свою Родину, быть достойным великих дел военных мореходов, свято хранить и укреплять узы товарищества». У нас существует кодекс чести, на который кадеты ориентируются в своих поступках.
Вообще воспитывает сам уклад жизни в кадетском корпусе, четкость и очевидная целесообразность в распорядке дня, взаимоотношениях взрослых и детей, важность и серьезность выполняемых дел.
А.К. Поразительно много впечатлений ребята привозят с практики. Например, на учебно-парусном судне «Седов» ребята ходили в Голландию. Это был длинный морской переход, во время которого кадеты, что называется, перешли грань: если пройденное расстояние превышает определенное количество миль, морским офицерам вручается знак «За дальний переход». И воспитанники вернулись из плаванья с такими значками.
Представляете, что значит для пятнадцатилетнего мальчишки ощутить вкус и запах моря! И не только ощутить, но участвовать в корабельных делах наравне с матросами. Вернувшись из похода, сын с гордостью рассказывал, какие у них там случились авралы, как они пережили шторм.
– Сейчас стало уже привычным слышать критику в адрес нашей армии: грубость офицеров, дедовщина, работа на строительстве генеральских дач... Но ведь к вам приходят те же офицеры, которые раньше служили в рядах Вооруженных Сил. Стоит ли проблема личности офицера-воспитателя?
Н.Ж. Этой проблемы нет. К нам не идут офицеры, которых заботит только личное благополучие и материальные выгоды. По той простой причине, что зарплата у нас небольшая. К нам идут именно те, кто честно служил Родине. Случайных людей здесь нет.
– Если загадать какое-нибудь событие, которое наиболее благоприятно сказалось на судьбе кадетского движения, что это могло быть?
Н.Ж. Хотелось бы, чтобы к кадетскому движению проявился серьезный интерес на государственном уровне. Хорошо бы повысить зарплату педагогам, создать нормативную базу, предусматривающую и ответственность родителей за воспитание детей. К сожалению, в нашем корпусе нет интерната, дети уходят в семью, а там дела далеко не всегда обстоят так хорошо, как хотелось бы.
Из-за низкой зарплаты мы испытываем недостаток в офицерах, работают в корпусе в основном женщины.
Что касается конкретно нашего учебного учреждения, хорошо бы, чтобы нашлись спонсоры, которые помогли бы нам с материальным обеспечением практики, выездов, выходов, и тогда мы смогли бы организовать больше интересных и полезных дел для наших воспитанников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru