МУЖСКАЯ ШКОЛА
Часто ли мы видим в своих учениках
мальчиков и девочек? Или спохватываемся только
после очередной драки? Может быть, таким странным
способом дети пытаются объяснить нам, что
образование мальчиков и образование девочек –
совершенно разные.
Оказывается, можно относиться к этому совершенно
серьезно и строить особую систему воспитания,
которая продержалась уже почти триста лет.
Именно столько существуют в России военные
училища для мальчиков – кадетские корпуса,
суворовские и нахимовские училища. Мальчишкам
нужна мальчишеская жизнь, полная опасностей,
сияющего блеска оружия, запаха моря, приключений
и дальних походов.
Но самое главное в другом – в возмужании юношей.
Жизнь кадетов устроена так, что романтический
настрой постепенно уступает место чувству
значимости выполняемого дела, ответственности,
причем не только за себя, но и (что особенно важно
для кадетского воспитания) за товарищей и в
конечном итоге чувству причастности к судьбе
Родины.
Воспитание мальчишек действительно дело
серьезное. Жаль, что мы вспоминаем об этом только
23 февраля.
Морской узел романтики и
ответственности
Почему гардемаринам и фрейлинам
нравится военная форма?
Интервью с Надеждой ЖУКОВОЙ и мамами
воспитанников этого корпуса Анжеллой КОРОЛЬКО и
Светланой ЗАЙЦЕВОЙ.
Общеизвестно, что престиж офицерской
и армейской службы в настоящее время, мягко
говоря, невысок. На этом фоне особенно удивителен
резкий рост интереса родителей к возрожденным
кадетским корпусам. Конкурсу в эти
учебно-воспитательные заведения могут
позавидовать МГИМО и МГУ – до 25 человек на место.
– Почему же родители хотят видеть
своих детей в числе кадетов?
Н.Ж. В кадетских корпусах с детьми
занимаются весь день. Поэтому родители могут
быть уверены, что их сын не остается на улице в
одиночестве или в какой-нибудь компании, а занят
делом. В этом и состоит наиболее
распространенная причина желания родителей
отдать своего ребенка в кадетский корпус.
Еще одна типичная причина выбора родителей –
стремление к преемственности. По большей части в
кадетских корпусах учатся ребята из семей
офицеров.
Бывает и так, что ребенок сам принимает твердое
решение: связать свою судьбу с воинской службой.
Мой сын, ныне уже выпускник кадетского корпуса, в
свое время так и сказал: хочу быть военным потому,
что люблю свою родину. И этот выбор он совершил
несмотря на то, что на примере отца-офицера видел
все лишения военной службы. Достаточно сказать,
что из-за переездов сын поменял 11 школ. И все
равно захотел учиться в специальном классе с
военной подготовкой.
А.К. Вначале моего сына привлекла
внешняя атрибутика: красивая военная форма,
парады.
А мне нравилось, что в корпусе с детьми
занимаются и в первой, и во второй половине дня.
Причем занимаются люди неравнодушные к своему
делу, хорошо его знающие. И они не одиноки. В
Москве существует суворовское и нахимовское
содружество, деятельность которых тоже
направлена на воспитание кадетских классов.
Кадетский корпус привлекателен и тем, что учеба в
нем дисциплинирует ребенка, приучает его к
собранности, ответственности. Это сказывается и
на учебе. В прошлом году 70 процентов наших
выпускников поступили в высшие учебные
заведения.
А кроме того, свою роль сыграла семейная
традиция. У нас, можно сказать, династия: папа –
офицер-пограничник, мама – военнослужащая,
дедушка – военный летчик. Сын тоже мечтал летать,
но потом рассудил иначе: в стране для самолетов
не хватает ни бензина, ни керосина, я не хочу
учиться на летчика, чтобы затем остаться не у дел.
И поступил в морской корпус.
С.З. Мою дочь Настю тоже поначалу
привлекла морская форма: «Давай я попробую в ней
походить». Попробовала и не захотела снимать ее.
В корпусе Насте понравилось все: практика в
Севастополе, военно-спортивные занятия (Настя
занимается легкой атлетикой), встречи с людьми,
которые делились своим богатым жизненным опытом.
Вообще в корпусе насыщенная жизнь, одних только
кружков здесь 36, причем направления самые разные
– от рисования до истории Военно-Морского Флота.
Кстати, Настя помимо прочего еще учится в
художественной школе.
Но пожалуй, более всего в корпусе Насте
понравился коллектив. Как-то я завела разговор о
возможности перехода в другую школу, и первое,
что сказала на это дочь: «Не хочу, у меня здесь
друзья». Интересно, что по уставу
старшеклассников-мальчиков в школе называют
гардемаринами, а девушек – фрейлинами.
– Какие самые главные задачи стоят перед
кадетскими корпусами? Кого и к чему они готовят,
какие качества воспитывают?
Н.Ж. Для кадетских корпусов основными
являются две цели. Во-первых, изучение
отечественных традиций и современного опыта в
области патриотического воспитания. А вторая
цель звучит так: воспитание гражданина и
патриота своей Родины через изучение ее правовой
и государственной системы, символики, жизни и
деятельности выдающихся личностей, подготовка к
государственной и военной службе.
– Сегодня дети живут в жестоком мире. Как
правило, люди больше ориентируются на
потребительские и эгоистичные цели, а не на
идеалы чести, благородства, служения Родине.
Наверное, нужны какие-то особые способы
воспитания, чтобы взрастить эти высокие качества
в душе ребенка, которому приходится постоянно
сталкиваться совсем с другими, отнюдь не
светлыми проявлениями человеческой натуры?
Н.Ж. Дело не в особых способах
воспитания. Главная проблема, на мой взгляд, в
том, что взрослым зачастую не хватает времени
объяснить детям, в чем суть истинных и ложных
ценностей. К сожалению, сейчас родители в силу
разных причин слишком мало занимаются детьми.
Ребенок восприимчивое существо. Мы видим, с каким
интересом ребята приходят на встречи с
ветеранами войны и флота, как внимательно
слушают их биографические рассказы.
Когда ты видишь пулемет или пушку в музее – это
одна ситуация, а когда о боях за Москву, которые
происходили совсем близко от твоего дома,
рассказывает их участник – совсем другая.
Нередко происходят встречи с офицерами –
родителями наших воспитанников, которые
знакомят ребят с военной службой, рассказывая
истории из своей жизни. Естественно, это
производит сильное впечатление.
В торжественном обещании, которое дают кадеты,
есть такие слова: «Обещаю любить свою Родину,
быть достойным великих дел военных мореходов,
свято хранить и укреплять узы товарищества». У
нас существует кодекс чести, на который кадеты
ориентируются в своих поступках.
Вообще воспитывает сам уклад жизни в кадетском
корпусе, четкость и очевидная целесообразность в
распорядке дня, взаимоотношениях взрослых и
детей, важность и серьезность выполняемых дел.
А.К. Поразительно много впечатлений
ребята привозят с практики. Например, на
учебно-парусном судне «Седов» ребята ходили в
Голландию. Это был длинный морской переход, во
время которого кадеты, что называется, перешли
грань: если пройденное расстояние превышает
определенное количество миль, морским офицерам
вручается знак «За дальний переход». И
воспитанники вернулись из плаванья с такими
значками.
Представляете, что значит для пятнадцатилетнего
мальчишки ощутить вкус и запах моря! И не только
ощутить, но участвовать в корабельных делах
наравне с матросами. Вернувшись из похода, сын с
гордостью рассказывал, какие у них там случились
авралы, как они пережили шторм.
– Сейчас стало уже привычным слышать
критику в адрес нашей армии: грубость офицеров,
дедовщина, работа на строительстве генеральских
дач... Но ведь к вам приходят те же офицеры,
которые раньше служили в рядах Вооруженных Сил.
Стоит ли проблема личности офицера-воспитателя?
Н.Ж. Этой проблемы нет. К нам не идут
офицеры, которых заботит только личное
благополучие и материальные выгоды. По той
простой причине, что зарплата у нас небольшая. К
нам идут именно те, кто честно служил Родине.
Случайных людей здесь нет.
– Если загадать какое-нибудь событие,
которое наиболее благоприятно сказалось на
судьбе кадетского движения, что это могло быть?
Н.Ж. Хотелось бы, чтобы к кадетскому
движению проявился серьезный интерес на
государственном уровне. Хорошо бы повысить
зарплату педагогам, создать нормативную базу,
предусматривающую и ответственность родителей
за воспитание детей. К сожалению, в нашем корпусе
нет интерната, дети уходят в семью, а там дела
далеко не всегда обстоят так хорошо, как хотелось
бы.
Из-за низкой зарплаты мы испытываем недостаток в
офицерах, работают в корпусе в основном женщины.
Что касается конкретно нашего учебного
учреждения, хорошо бы, чтобы нашлись спонсоры,
которые помогли бы нам с материальным
обеспечением практики, выездов, выходов, и тогда
мы смогли бы организовать больше интересных и
полезных дел для наших воспитанников.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|