Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

МУЖСКАЯ ШКОЛА 
 

Часто ли мы видим в своих учениках мальчиков и девочек? Или спохватываемся только после очередной драки? Может быть, таким странным способом дети пытаются объяснить нам, что образование мальчиков и образование девочек – совершенно разные.
Оказывается, можно относиться к этому совершенно серьезно и строить особую систему воспитания, которая продержалась уже почти триста лет. Именно столько существуют в России военные училища для мальчиков – кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища. Мальчишкам нужна мальчишеская жизнь, полная опасностей, сияющего блеска оружия, запаха моря, приключений и дальних походов.
Но самое главное в другом – в возмужании юношей. Жизнь кадетов устроена так, что романтический настрой постепенно уступает место чувству значимости выполняемого дела, ответственности, причем не только за себя, но и (что особенно важно для кадетского воспитания) за товарищей и в конечном итоге чувству причастности к судьбе Родины.
Воспитание мальчишек действительно дело серьезное. Жаль, что мы вспоминаем об этом только 23 февраля.

Игорь АНДРУШКЕВИЧ

Преемственность слова,
преемственность чести

Работы Игоря Андрушкевича хорошо известны тем, кто интересуется вопросами кадетского воспитания молодежи. Примечательно, что в его исследованиях исторический опыт кадетского движения осмысливается в связи с современными реалиями. В итоге выстраивается целостная концепция кадетского воспитания, потребность в которой особенно актуальна сейчас – во время восстановления российских кадетских корпусов.

Вера и верования

В первую очередь в кадетских учебных заведениях все основывалось на вере и верованиях. Это те идеи, которые, по мнению некоторых современных философов, в частности Ортега-и-Гассета, Гарагорри (Jose Ortega у Gasset, Paulino Garagorri), не выдуманы отдельными людьми, но являются как бы осадком исторического и вообще жизненного опыта всего народа.
В этом смысле мы можем присоединиться к словам Теодора Герцля, что только “общая вера отцов” является подлинным фундаментом нации.
Наши исторические верования сформулированы великими русскими людьми. У нас были святой Владимир, митрополит Илларион (написавший похвальное Слово святому Владимиру и, по-видимому, положивший начало нашей летописи, этому величайшему творению русского гения), Владимир Мономах (написавший Завещание своим детям, князьям и воинам, в котором он в XII веке дает целую социальную программу, исключительную для тех времен), святой Александр Невский, святой Сергий Радонежский, святой Дмитрий Донской, князь Пожарский, Кутузов, Суворов, Нахимов...

Заветы и традиции

Во вторую очередь мы должны прививать молодежи наши национальные традиции.
Что такое традиции? Традиции – это те идеи, которые тесно примыкают к верованиям. Они тоже являются передачей накопленного исторического капитала из одного поколения в другое. Слово “традиции” происходит от латинского глагола “tradire”, буквально “передавать”. Это заветы наших предшественников и предков, это то, что мы от них получаем и что передаем дальше.
Директор нашего кадетского корпуса, генерал-лейтенант Б.В.Адамович, говорил: “Суть традиций не в формах, а в смысле форм... Традициями называются лучшие нравственные правила и убеждения, воспринятые от предшественников, хранимые современниками и передаваемые преемникам. Имени наших традиций достойны лишь правила добрые и чистые”.

Нравы и манеры

Третья основа воспитания – нравы. Любое общество держится на нравах. От слова “нравы” происходит нравственность, как мораль происходит от латинского слова “mores”, а этика – от греческого слова “этос”. Аристотель утверждает, что общество и государство держатся более на нравах – на “неписаных законах”, чем на “законах писаных”, то есть на положительном праве. Нравы помогают нам чувствовать и знать, что в обществе хорошо, а что плохо. А если какой-нибудь закон грубо противоречит нравам, то это будет не закон в полном смысле слова, а всего лишь насилие над обществом с помощью юридических формул.
Частью общих нравов являются хорошие манеры, которые раньше тщательно прививались молодежи в кадетских корпусах и в институтах для девиц. Ведь само слово “цивилизация” происходит от латинского civilis, гражданин, первоначально обозначавшего “учтивый, вежливый”.

Инструментальные концепции

Важной частью воспитания являются “инструментальные концепции”, как я их называю. Это современные концепции в области политики, экономики, социологии, истории, технологии. Содержание этих концепций надо разъяснять молодежи. А самое главное – нужно всегда говорить историческую правду.
Кстати, краткий перечень основных статистических показателей демографического, социологического и экономического развития является наилучшим методом объективной оценки тех или иных правителей.
Известный голландский философ Йохан Хейзинга (Johan Huizinga) считает, что “важнейшей задачей истории является осмысление (толкование смысла) того, что полно смысла”, а “не придание смысла бессмысленному”.
К инструментальным концепциям надо также отнести экономические и политические концепции. В последние десятилетия во всех вооруженных силах мира обращалось усиленное внимание на технологию и технику. Однако современные финансово-экономические технологии и технологии политических манипуляций являются не менее важными. К сожалению, на эти две современные технологии не обращается достаточного внимания в России.

Символы и ритуалы

Наконец, последнее, пятое, основание педагогики – это символы и ритуалы. Символы – это цепь, связывающая разные поколения одного народа. Первоначальное значение этого понятия было “собрать вместе разбитый на части предмет” (например, круг или цепь). Когда в древности люди уходили в дальние походы, то каждый нес по кусочку разбитого на части общего знака. Возвращаясь и не всегда сразу узнавая друг друга, они собирались и складывали вместе эти кусочки и, когда восстанавливалась целостность общего знака, говорили: “Мы снова все вместе, и среди нас нет чужих”. Значит, это был своего рода военный пароль и отзыв. Получается, что символика тесно связана с военным делом.
Символика – это цепь из прошлого в будущее. Но для этого символика должна быть правильная, то есть собственная. Та, которая была при святом Александре Невском, при Суворове, при Кутузове и Нахимове. Лишь этой символикой мы должны пользоваться, ибо символика всегда должна быть только государственной, а не партийной.
Ритуалы и церемонии – существенная часть любой государственной жизни. Особенно это касается военной и судебной сфер. Йохан Хейзинга в книге “Гомо луденс” (“Играющий человек”) описывает роль церемоний и ритуалов у всех народов. Аргентинская специалистка по истории мифов Кармен Бальсер утверждает, что регулярно и одинаково повторяющиеся ритуалы и церемонии обеспечивают длительную продолжительность исторической жизни народов.
Молодые воспитанники, конечно, должны подчиняться старшим, уважать их, почитать своих предков, верования, традиции, нравы и символы своего народа. Но самое главное, они должны служить своей Родине. Только в служении есть оправдание почестей. Нельзя обрести личной чести без подчинения этой чести служению славе Земли Русской.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru