КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Галина Тюнина: “Существовать в
конфликте с персонажем бессмысленно”
Наша газета уже не раз знакомила
читателей с актерами знаменитого московского
театра “Мастерская П.Фоменко”. Галина Тюнина –
одна из самых удивительных и загадочных актрис
первой волны “Мастерской”. Она сыграла главные
роли почти во всех спектаклях своего театра:
Оливию в “Двенадцатой ночи”, Глафиру в “Волках
и овцах”, Наталью Петровну в тургеневском
“Месяце в деревне”, Надежду Монахову
“Варварах” и даже самого Н.В.Гоголя в спектакле
Петра Фоменко “Чичиков”. За три блистательные
роли в фоменковском спектакле “Война и мир.
Начало романа” – за Анну Шерер, княжну Марью,
графиню Ростову – она представлена в “Золотой
маске” в номинации “Лучшая женская роль”.
Любители кино знают Галину Тюнину по двум
фильмам Алексея Учителя – “Мания Жизели” и
“Дневник его жены”. Сейчас Г.Тюнина репетирует
главную роль в спектакле “Безумная из Шайо”.
– Начнем, как водится, с истоков. У
вас все начиналось с детского увлечения театром?
– Не могу сказать, что это было увлечение. Было
ощущение неизбежности. Я с детства не
представляла ничего другого для себя. Наверное,
это очень банально, но где-то с пяти лет начались
выступления, чтение стихов перед папой и мамой,
разыгрывание сценок. Потом в двенадцать лет были
театральная студия и спектакли. И эти первые
ощущения пребывания на сцене дали мне понять, что
большего счастья я уже не испытаю. И благодаря
этому ощущению я шла дальше: Саратовское
театральное училище, там же два года жизни в
драматическом театре, потом ГИТИС, Петр
Наумович…
– Может быть, в маленьком подмосковном
городе Троицке была какая-то особая творческая
атмосфера?
– Может быть. Это своеобразный академический
городок, куда постоянно приезжали интересные
люди, поэты, певцы. Была там театральная студия,
вела ее замечательный педагог Лариса Дмитриевна
Величко. В эту студию я и ходила. Наверное, все это
и привело к мысли, что театром можно заниматься
всю жизнь.
– Ощущение счастья на сцене сохраняется и
по сей день?
– Да. Только оно, естественно, меняется. В
четырнадцать лет это одно ощущение: бездумное,
безответственное, а с возрастом приходит
отрезвление и возникает восхищение не собой, а
тем, что вокруг тебя. И видишь больше сам театр, а
не только себя в нем.
– Если б вам пришлось встать за
преподавательскую кафедру и студенты попросили
бы вас раскрыть секрет “Мастерской Фоменко”,
что бы вы им сказали, какой бы опыт передали?
– Ничего бы не сказала и передать, боюсь, не
смогла бы. Потому что этот феномен заключается в
живом человеке – Петре Наумовиче. И “передать
опыт” можно только через него. Книги, система,
методы – это, конечно, хорошо, но ничто по
сравнению с живым контактом. И Петр Наумович –
воплощение какой-то своей тайны. И эту тайну, как,
впрочем, тайну любого человека, можно только
пытаться приоткрыть. Но открыть полностью
невозможно.
– Если вы не возражаете, мы попытаемся
сегодня приоткрыть эту тайну. Начнем с того, что,
на ваш взгляд, представляет собой основу вашего
фоменковского стиля, способа пребывания на
сцене, вашей природы.
– Сформулировать я ничего не могу. Могу только
задумываться над тем, что мы делаем, есть ли у нас
какая-то школа… Я могу сказать одно: с каждой
новой работой я испытываю состояние “белого
листа”. Всегда есть опасность, что старые приемы
уже не годятся и то, что наработано, не всегда
можно использовать в дальнейшем. И поэтому у нас
не существует какого-то абсолютного метода
обучения артиста. Мы не навязываем ни себе, ни
зрителю атмосферы поэтического театра, о которой
много пишут, – легкости, чеховской светлости,
прозрачности…
Скажу честно, что в работе мы меньше всего
задумываемся об этом. Эта легкость дается
большим трудом. Это неимоверная работа души, в
результате которой и рождается та самая
прозрачность. Но этот результат никогда не
является изначальной целью.
Спектакль “Война и мир” в этом плане стал для
меня новым и даже этапным. То, как я стараюсь жить
и существовать в этом спектакле, – такого я
раньше не испытывала. Иногда я даже не знаю,
почему делаю что-то именно так. Очень многое
остается на интуитивном уровне. Душа чувствует и
ведет. А сознание идет за ней и пытается
разгадать эти ходы.
– Чем объяснить потрясающую
продуктивность вашей “Мастерской” в последние
годы?
– Это одна из тайн Петра Наумовича. Мы стали
замечать: чем больше он работает, тем меньше
болеет. И как только заканчивается работа над
спектаклем и мы стараемся обеспечить ему некое
подобие отдыха, у него начинаются проблемы со
здоровьем. Он в свои без малого семьдесят
способен нас зарядить и передать нам какой-то
свой внутренний ритм. Он неутомим, может
репетировать по двенадцать часов без отдыха и
обеда. Для него не существует жизни без театра.
Это тоже парадокс, одна из тайн театральной
профессии. И эту тайну разгадать невозможно.
– Не показалось ли вам в свое время
странным предложение Петра Наумовича сыграть в
“Чичикове” самого Гоголя?
– Это было очень неожиданно, но я абсолютно
поверила Петру Наумовичу, что так и должно быть.
Что я должна сыграть такой образ. Автора…
Гоголя… Души Гоголя… Я не задавала себе лишних
вопросов. Что получилось в итоге? Я думаю, сам
Николай Васильевич Гоголь не получился.
Получилось “нечто от женщины”: душа, смятение
чувств… Я не могу это точно определить. Это – из
неопределяемых категорий.
– Вы всегда абсолютно доверяете своему
Учителю при выборе материала и в дальнейшей
работе?
– Всегда. Безусловно.
– Не было ли сомнений, когда он выбрал для
работы “Войну и мир”? И не просто роман, а первые
его страницы?
– Знаете, наверное, в этом состоит одна из черт
нашего театра: такого рода вещи сомнений не
вызывают. Ни у одного человека не возник вопрос:
нужно ли это, не “опасно” ли это, как это будет
восприниматься?.. Семь лет назад возникла идея.
Четыре месяца подряд мы читали роман – в месяц по
тому. Читали по ролям. Порой доходило до смешного,
когда мы и животных “читали по ролям”. Но
никогда не появлялась мысль, что, может быть, надо
сделать что-то более привычное для всех. Прошло
семь лет, спектакль откладывался… И когда Петр
Наумович наконец вернулся к этой идее, он сказал,
что мы не пойдем дальше в роман, не будем
раскручивать сюжетные ходы и линии определенных
героев. Я поняла, что это правильно.
– Почему?
– Рассказать весь роман, пусть даже и в четыре
вечера, – это было бы похоже на ликбез: зачем вам
читать роман, приходите смотреть в театр. А
первая часть – это попытка предощущения важных
событий, которые всем известны. У зрителей уже
есть свое отношение к Болконскому, Безухову,
Наташе Ростовой. Мы не собираемся никого ни в чем
переубеждать. Просто интересно прожить часть
жизни той же Наташи, но не взрослой, а
двенадцатилетней. Хотелось подробно и
пристально на нее посмотреть в первые моменты
появления в романе…
– То есть зритель должен додумать,
доощутить дальнейшие события?
– Да, конечно. Вот, например, семья Ростовых еще
ничего не знает о судьбе Пети, она еще этим не
живет. Хотя тревога уже есть. Вот об этой тревоге,
которая есть в романе, о волнении, об ощущении
войны Петр Наумович очень много говорил. В финале
Пьер – Андрей Казаков говорит: “Мир завалился!”
Вот это “заваливание”, это мировое движение, мне
кажется, есть уже в самом начале романа. И мы
хотели бы, чтобы это оставалось в спектакле.
– Мне показалось, что Петр Наумович всегда
(а в “Войне и мире” в особенности) пытается
уравновесить пафос и патетику происходящего
каким-то ироническим режиссерским “приколом”.
Такое происходит, например, когда вашу Анну Шерер
в финале сцены взваливают на плечо и уносят за
кулисы.
– Да, это своеобразная игра, присущая только
театру и только в театре позволительная. В романе
это невозможно, а на сцене – вполне. У театра
такие законы. Можно взять персонаж, перевернуть и
унести, как ненужный манекен. И в этом есть
радость, безумие и безудержность театра.
– Простите за высокопарность, но мне
кажется, что, играя княжну Марью, вы вышли на
уровень высокой трагедии…
– Это не я так сыграла, это заложено в материале,
в персонаже. Если это удалось сохранить и
передать – слава Богу!
– Ощущаете ли вы на себе влияние своих
персонажей?
– Чем лучше материал, чем выше автор и люди,
которых он создал в своем произведении, тем
больше шанс, что эти люди – автор и персонажи –
откроют тебе глаза на какие-то серьезные вопросы.
Вот это и называется влиянием. Я ощущаю, что в
меня что-то стучится, пытаясь пробиться. И если
это прекрасный автор, я его, конечно, в себя
впускаю.
Поэтому мне кажется, что актеру вредно работать с
литературой или драматургией низкого уровня. Она
ведь в тебя тоже стучится, и если ты это впустишь
в себя, то можешь приобрести немало
неприятностей на свою голову. Впускать надо того,
кому доверяешь.
– В актерской среде приняты разного рода
суеверия. А вы не боитесь накликать на себя
судьбы персонажей?
– Нет, в этом смысле я человек несуеверный. Вот,
например, многие с опаской относятся к “Мастеру
и Маргарите”. Говорят, что нельзя играть Воланда.
А я считаю, что можно. Такого дьявола, который
говорит людям: “Как же вы живете без Бога?” –
играть можно и нужно!
– Теперь о кино. Вы дебютировали в
прекрасном фильме “Мания Жизели”, где сыграли
балерину Ольгу Спесивцеву. Что вы скажете по
поводу своего дебюта?
– Мне действительно повезло. И наверное, прежде
всего с режиссером Алексеем Учителем, у которого
это тоже был дебют в игровом кинематографе.
Кстати, и у сценариста тоже был дебют, и это нас
объединяло. Это была абсолютная проба, все мы не
без труда приноравливались прежде всего к такой
глубокой обширной теме. Самое сложное –
рассказать человеческую судьбу. А судьба эта
умопомрачительно интересна. Ощущение осталось
очень светлое. И мое отношение к Спесивцевой,
которую до этого я не знала, стало очень родным.
Для меня это была проба моих возможностей в кино.
Радость от этой работы во мне осталась огромная.
И то, что через пять лет возникла новая работа в
кино опять с Алешей Учителем, показалось мне
символичным.
Наш фильм “Дневник его жены” – об Иване
Алексеевиче Бунине, о его жизни в эмиграции, о
сложном периоде его личных взаимоотношений с
близкими. Мне была предложена роль его жены. Даже
можно сказать, что роль писалась для меня.
– Как вы себя чувствовали в роли жены
великого писателя?
– Я чувствовала себя действительно женой,
родным, близким человеком Бунина, которого
сыграл Андрей Сергеевич Смирнов. Этого человека
я очень люблю, он мне очень дорог. И поэтому нам не
нужно было прикладывать какие-то особые усилия,
чтобы почувствовать себя родными.
Вера – так звали жену Бунина – взяла на себя
очень многое, чтобы смягчить все острые углы
жизни, а их было немало.
– В “Дневнике его жены” вы, пожалуй,
впервые играли некоторые эпизоды “на открытом
темпераменте”. А в одной сцене – просто бешеную
страсть. Это не шло поперек вашей умиротворенной,
мудрой актерской природы?
– В этом фильме ничто не шло “поперек меня”. Я не
могу вспомнить ничего такого, что вызывало бы во
мне отторжение, неприятие или скрытый конфликт,
который я пыталась бы подавить в себе. Было
какое-то светлое чувство. Может быть, оно шло от
персонажа – Веры Буниной. В этом смысле я как раз
очень суеверна: персонаж обязательно принесет
тебе свой покой или, наоборот, хаос.
– Вы абсолютно приняли свою Веру?
– Как можно было не принять?! Если не примешь – не
сыграешь. Существовать в конфликте с персонажем
бессмысленно. Тогда ни он тебе не нужен, ни ты ему.
– Принято считать, что актеры ненасытны до
работы. А вы как-то сказали: “Ролей мне хватает”.
– Да, я не испытываю актерского “голода”. Мне
кажется, что одна роль порой стоит пяти-шести лет
работы над ней. Ненасытность обычно наблюдается
в молодости, когда хочется объять необъятное.
– Ну а тайные мечты все же, наверное, есть?
– На театре существует присказка: “Дай актеру
сыграть ту роль, что он хочет, он обязательно ее
загубит”. Я стараюсь не мечтать. Как правило, то,
что мне дают, становится для меня неожиданностью.
В любом случае я не иду к режиссеру с просьбой
дать мне какую-то роль, потому что она моя. Вот,
например, Гоголя я бы никогда не попросила у
Петра Наумовича, а это одна из моих любимых работ.
– Вы с утра до ночи в театре. Откуда берете
силы?
– Не знаю… Их брать неоткуда. Иногда есть
ощущение, что доползти – доползешь, а вот что
будешь дальше делать – это вопрос! Но это все
человеческие, обывательские переживания. Потому
что существует некая волшебная граница между
жизнью и театром, и если ее переступаешь – и силы
появляются, и здоровье поправляется, и тяжелые,
унылые мысли оставляют тебя. От чего устаешь, от
того и силы приходят. Но потом приходит второе
дыхание. Мне кажется, что театр – это множество
дыханий… Как неисчерпаемо милосердие Божие, так
же неисчерпаем запас энергии в театре.
Вопросы задавал
Павел ПОДКЛАДОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|