ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Технология общей цели
Мы так привыкли сетовать на то, что
компьютер вырывает наших детей из окружающей
реальности, что не задумываемся: а вдруг иногда
это все-таки хорошо и даже необходимо? Например,
когда речь идет о трудных подростках, реальность
жизни которых – опустившиеся родители или
уличная компания. И действительно, стоит однажды
показать таким ребятам дорогу в компьютерный
клуб, как начинают меняться их представления о
жизни и сам образ жизни: они учатся общаться
социально приемлемым образом, заново учатся
учиться, потому что многие давно бросили школу,
часто в таких клубах они находят работу. О
совместных американо-швейцарских проектах
социальной адаптации подростков при помощи
компьютера рассказывает Роберт ВИНТЕР.
Сотрудничество между Европой
(Швейцария, Цюрих) и Америкой (Нью-Йорк) приносит
немалую пользу так называемым трудным
подросткам, ребятам из неблагополучных семей,
малообеспеченных, тем, кто живет далеко от
центров цивилизации, в маленьких городах и
деревушках. Школьные учителя, социальные
педагоги и психологи – сотрудники двух фондов из
двух стран решили обеспечить таким детям такие
же возможности использования международной
компьютерной сети, как и у их более удачливых
сверстников, запустив несколько специальных
программ, например «Твое место в мире».
Координацию всех усилий осуществляет
международная группа «Общая цель» при поддержке
европейского комитета в Брюсселе. «Наилучший
способ совершенствования общества – повышение
уровня развития интеллектуальных, социальных и
коммуникативных навыков молодежи, особенно из
социально незащищенных слоев, при помощи
эффективных технологий и полноценных обучающих
программ, объединяющих учителей, родителей и все
сообщество», – считают организаторы.
Конечно, сама по себе технология ничего не
значит. Важно, каким содержанием ее насытят
педагоги. Кстати, эффективную помощь в рождении
нового содержания оказывают сами ученики,
становясь из пользователей Сети творцами новых
сайтов, получая возможность реализовать себя.
(При этом, очевидно, совершенствуются
необходимые навыки чтения, письма, работы с
разного рода текстами.)
Исследования показывают снижение уровня
безработицы и преступности среди молодежи,
вовлеченной в работу новых компьютерных
обучающих центров, повышение самооценки и, как
следствие, уменьшение риска наркомании и ранней
беременности. Картина получается слишком
радужная, но результаты деятельности программ
«Виртуальное сообщество» и «Выпускник»
подтверждают оптимистичные прогнозы. В первую
очередь меняются взаимоотношения взрослых и
детей в таких клубах. Учителя не занимают
привычной позиции превосходства, а на равных
соревнуются с учениками, порой более сведущими в
области интернет-технологий. Да и сама профессия
учителя оказывается как бы под угрозой, он уже не
может довольствоваться ролью носителя
информации. Эту функцию гораздо успешнее
выполняет компьютер. Приходится искать новые
подходы, думать, чем ты можешь быть полезен
подросткам. Тем более что многие ребята не
посещают школу часто потому, что не видят
возможности получить желанную работу, занять
достойное место в обществе при помощи
стандартного образования. Доступ к новым
технологиям помогает им почувствовать себя
более подготовленными, более востребованными,
более защищенными. Ведь они могут устанавливать
самые разнообразные контакты, ощутить поддержку
общества. Через Интернет подростки ищут работу,
открывают малые предприятия, даже продолжают
образование, посещая специально организованные
учебные компьютерные клубы. И если школа для
подростка не «клевое место», то компьютерный
клуб – «это круто».
Перевод Людмилы ПЕЧАТНИКОВОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|