ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Этот проект начинался летом прошлого
года. Международная команда учителей обсуждала
школу нового типа. Мы назвали ее, может быть, не
слишком точными словами – виртуальная школа. Но
главный смысл определялся общей мечтой о школе
для ребенка, в которой бы дети учились
самостоятельно, а учителя создавали для этого
специальное образовательное пространство, где
нашлось бы место и современным информационным
технологиям, и новым формам общения детей и
взрослых.
Вскоре проект начал обретать реальные контуры, и
мы стали вести дневник виртуальной школы.
Сегодня уже в третий раз публикуем его очередные
странички. А кроме того, нашим читателям
наверняка интересно узнать, какие сетевые
конкурсы школьников проходят сегодня в
Интернете и какие научные журналы, публикующие
ученические работы, в нем можно отыскать.
Дорога в Ефремов, или Как мы продолжали
строить виртуальную школу
Записки из дневника
С прошлой дневниковой записи,
которая была сделана в № 86 «Первого сентября» за
2001 год, пролетело больше месяца. Не так уж много
событий происходило, но наши представления о
виртуальной школе постоянно менялись: побеждала
то ее виртуальная часть, то – реальная. Мечты
периодически рушились, словно башня из кубиков,
но вдруг обретали живые очертания.
Из разговора с учителями 71-й
московской школы
Итак, мы определили, что нынешняя ситуация в
школе мало кого устраивает: ребята постоянно
пропускают уроки, не хотят делать домашние
задания, бывают слишком агрессивны или, наоборот,
пассивны, много конфликтуют с учителями и между
собой. В то же время учителя чувствуют
непроходящую усталость, бывают раздражены,
замкнуты, редко улыбаются. Общее настроение –
руки опускаются, тоскливо и тускло. Как быть? Как
преобразовать школу в дом, где всем было бы
комфортно, спокойно и радостно?
Главную проектную идею принципиально нового
устройства школы мы выдвинули еще к январю. Она
заключалась в том, чтобы как можно больше
индивидуализировать процесс учения. То есть
постараться все так устроить, чтобы ребята
захотели и начали учиться самостоятельно. Но в то
же время предоставить им возможность включиться
в качественно другую коллективную учебную
деятельность. Имеется в виду проектная и
исследовательская работа, образовательные
путешествия, социальная и ремесленная практика,
освоение новых информационных технологий. Роль
учителей при этом неизбежно должна измениться.
Им придется не уроки давать, а обустраивать
совершенно иное школьное образовательное
пространство, в котором классные комнаты,
коридоры и рекреации будут преобразованы в
предметные лаборатории, читальные и
информационные уголки, мастерские, театральные
подмостки, дискуссионные и клубные помещения.
До сих пор не нашлось точного названия такой
школе, и пока зовется она виртуальной, то есть не
выстроенной до конца, не существующей в нашей
реальности. Но мы уже понимаем, что учиться в
такой школе смогут только подростки, способные
самостоятельно добывать знания.
Где же таких подростков взять?
В Ефремове – маленьком городке Тульской области,
о котором мы писали в прошлой дневниковой записи,
– нам обещали показать 4–9-летних ребятишек,
которые умеют самостоятельно учиться, и
познакомить с их учителями, создавшими в своей
школе образовательную среду, похожую на ту, о
которой мы мечтаем.
– Если хотите, чтобы ваши подростки учились сами,
начните работать в этом направлении сначала с
маленькими. Ведь через пару лет они перейдут в
подростковую школу, которую вы решили сделать
виртуальной, а там самостоятельность – главное
качество ученика, – убеждала москвичей Ольга
Александровна Кузнецова, директор ефремовской
начальной школы–детского сада № 19. – Мы уже
восемь лет создаем нечто подобное для
саморазвития детей в детском саду и начальной
школе, приезжайте и посмотрите!
Москвичи из 71-й согласились. Мы решили поехать с
ними.
Школа школу учит. Вот это да! Не институт
усовершенствования, не методист из управления
образования, не заезжие ученые, а сами учителя
отправляются к своим коллегам в гости, чтобы
освоить способы их работы!
Можно все, только не мешайте детям учиться!
Принимали нас замечательно. Как и должно в
русской провинции, угощали соленьями-вареньями,
крольчатиной, картошечкой с грибами и огромным
пирогом, испеченным школьным поваром. Ольга
Александровна предложила рабочий план встречи.
– В нашей школе ходить можно везде, вопросы
задавать всем, фотографировать все, – сказала
она. – Единственно, чего нельзя делать, – мешать
детям и взрослым свободно работать.
Мы только на следующий день оценили этот запрет.
Первый круг, свободная работа, погружение в
математику, круг второй...
Собственно, вот такое расписание учебного дня и
висит на стенке в ефремовской начальной школе. И
у младших, и у старших. Согласитесь, непривычно. А
впрочем…
Первый круг. Так его дети называют. А взрослые
каждое утро, собрав ребятишек вокруг себя, 15–20
минут ведут с ними разговор о жизни, о
сегодняшнем настроении, о том, что каждый из них
чувствует, разглядывая, например, незнакомый
предмет, или о том, как можно объяснить
случившуюся историю. Ключевые слова: «что я
думаю, что мне кажется». Психологи называют это
начальной ступенькой постановки рефлексивного
сознания. Такой ежедневный круг в школе, где
6–10-летние дети учатся сами, не просто уместен, а
жизненно необходим, ведь учиться самостоятельно
невозможно, если ты не в состоянии осознавать
свою учебную работу – каждое действие, смысл
картинки, задачки, учебного текста. Оказывается,
на такую рефлексивную работу дети способны уже в
6–7 лет.
Свободная работа. Это значит, каждый учится тому,
чему он хочет сегодня учиться. Не учитель говорит
всем сразу: «У нас урок математики, откройте
тетради в клетку», а каждый из детей сам выбирает,
будет ли он математикой заниматься или лучше
приготовит доклад про жизнь бабочки. Когда
началась свободная работа, некоторые дети сразу
ушли читать книжки в библиотеку, а другие,
немного походив вокруг полок с учебными
пособиями, выбрали, что хотели, и заняли рабочие
столики.
Ясно, что вряд ли такая свободная
самостоятельная работа получится, если детям
нечего будет выбирать. В обычном классе ведь что
они имеют? Четыре учебника в портфеле, скучные
таблицы на стене и несколько детских книжек в
шкафу. Разве с этим поработаешь? У ефремовских
детей по периметру класса стоит десяток низких
полок, на которых лежит около сотни самых разных
дидактических материалов для самостоятельного
изучения математики, русского языка, предмета
«Окружающий мир», чтения. А сверх этого: по
физике, химии, биологии, анатомии, астрономии,
истории, географии, экономике, искусству и
многому другому, чего обычно в начальной школе не
изучают. Выбирай любой материал, садись за свой
стол и работай самостоятельно! А если нужна
помощь, подними руку или подойди к учителю. Почти
все дидактические материалы ефремовские учителя
придумали и сделали сами. И включили в их
содержание всю официальную программу начальной
школы. Огромная работа! Московичи приуныли:
«Сможем ли мы так?» «Сможете, – убеждали
ефремовцы. – Придется, конечно, немало
потрудиться, но, во-первых, мы готовы вам помочь, а
во-вторых, есть ради чего стараться, ведь когда
все будет готово, вы сможете заняться
наблюдением детей в свободном полете. А это в сто
раз интереснее и важнее, чем готовиться к текущим
урокам».
Дальше в расписании стоял второй круг, а у
старших – погружение в чтение. Московские
учителя сразу отметили, что эти 20 минут более
походили на урок. Ведет второй круг педагог, тема
– одна на всех. Но никакого объяснения нового
материала нет. Учитель задает свои вопросы, а
ребята один за другим отвечают, как знают, что
думают. Отгадывают загадки – и в переносном, и в
буквальном смысле слова. Выходит, дети собирают
воедино и раскладывают по полочкам сознания то,
что прежде существовало в нем отрывочно и
разрозненно. Будто наводят порядок в своих
личных, пока еще не слишком глубоких
представлениях о том или ином предмете жизни,
обогащая эти представления и перенося в область
собственного понимания.
…Учебный день подходит к концу. Дети стайками
выбегают на улицу. После прогулки – обед, а потом
занятия в кружках – их тоже можно выбрать, а
можно и не выбирать...
Конечно, эту маленькую школу в Ефремове нельзя
назвать виртуальной – она более чем реальна
среди засыпанных чистейшим снегом старорусских
городков. Но ее ученики, покажи им, как работать
на компьютере, да выдай ключи от библиотеки и
лаборатории, отправь в мастерскую, запросто
освоят основы наук и законы человеческой жизни,
потому что уже сейчас умеют учиться сами,
самостоятельно, как в настоящей виртуальной
школе. И разве одно это не вселяет в нас, взрослых,
надежду на лучшую жизнь для них и для нас, на
реальную школу для ребенка, которую мы все-таки
построим.
Елена ХИЛТУНЕН
Продолжение. Начало дневника читайте,
пожалуйста, в № 70, 78, 86 за 2001 год.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|