ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО
МНЕНИЯ
Учитель, которому больше всех нужно.
Какой он, что его тревожит, о чем он думает, на что
надеется? Мы пытались разобраться в этих
проблемах в рубрике “Институт учительского
мнения” вместе с нашими читателями и их
учениками. Обсуждению этой темы и были посвящены
вопросы, которые мы сегодня вам напомним.
1. Как вам кажется, можно ли работать эффективно,
используя обычные методики
введения–закрепления–контроля? В чем, на ваш
взгляд, их плюсы и минусы?
2. Меняли ли вы коренным образом свои методы
работы в классе? Если да, то почему? С какими
трудностями вы столкнулись?
3. Как вы думаете, какие качества мешают учителю
вводить и использовать новые образовательные
технологии?
4. Есть ли рядом с вами люди, начинающие свой
педагогический поиск? Как к ним относятся в школе
– дети, учителя, родители?
5. Как вам кажется, в каких случаях справедлива
фраза: “Нельзя экспериментировать над детьми”?
Нередко учитель, который пытается работать
по-новому, слышит ее. Если границы нововведений в
школе существуют, то каковы они, на ваш взгляд?
Но вопрос всегда ограничивает рамки размышлений,
возможно, поэтому наши коллеги предпочли
выразить свое мнение не только в виде
последовательных ответов, а анализируя
сегодняшнюю работу, вспоминая прошлое, порой
споря с собой.
Экспериментировать над детьми?
Нет, вместе с детьми!
Наверное, я учитель, которому больше
всех нужно... Эту фразу я давно и много раз слышала
в свой адрес. Пробовала отступать и
успокаиваться, но меня хватало ненадолго. В
первые годы работы в школе организовала театр.
Директор смотрел на него как на досадную помеху в
строго расписанной классно-урочной системе. Но
мне и ребятам нравилось. Часто директор,
подписывая поурочные планы, говорил, что я
занимаюсь отсебятиной.
Когда стала директором школы, в которой выросла и
прошагала все ступеньки, начиная с ученицы,
решила, что, во-первых, не буду проверять
поурочных планов учителей, буду ценить именно
тех, кому “больше всех нужно”. На педагогической
учебе мы с коллективом стали знакомиться с
новыми образовательными технологиями, но не все
учителя отваживались работать по каким-то из них.
Я думаю, что работать по-новому мешает
собственная успокоенность и самодостаточность,
а большинство, привыкнув к обычному, не желают
ничего менять – так проще, удобнее. Но именно у
таких учителей нет-нет да и возникают затяжные
конфликты с учениками, не ладится с дисциплиной,
нет контакта с родителями, часто такие учителя
всем недовольны и “оживают” лишь когда речь
заходит о том, что “не платят”, “как жить” и
“какие стали дети”... О новых технологиях
говорить интересно тем, кто пытается их
применять, пусть даже и не на все сто. И такие в
нашей школе, слава Богу, есть!
Многие наши учителя говорят так: “Ты покажи эту
технологию на своих уроках, научи, докажи, что она
лучше, чем понятное и милое: объяснил – закрепил
– опросил”. Мне кажется, что просто посмотреть и
сделать как написано – не главное. Этим надо
жить, пробовать, привносить что-то свое,
ориентируясь на своих детей, свои возможности.
Со мной рядом есть люди, продолжающие “наш
педагогический поиск”. Я шестой год выращиваю
команду единомышленников, свою команду по
эксперименту. Наверное, шесть лет назад и я
походила на того педагогического донкихота,
которого не устраивала имеющаяся структура. Я
прошла те первые этапы, те совершенно
неразрешимые трудности, когда, ломая себя,
сердилась на всех, кто не поспевал за мной, кто
ехидничал за спиной или просто наблюдал: а что
выйдет?
Не хочется все вспоминать. Я никого не винила,
искала причины в себе. Казалось, нашла.
Все-таки в прошлом году мы прожили целую четверть
в пробно-поисковом режиме. Не все получилось, как
задумывала, но зато для полноценной рефлексии
материалов было много! Мы сделали выводы,
поговорили об ошибках, недочетах и удачах и в
этом году с третьей четверти вновь попытаемся
работать в новом режиме. Я думаю, что школа
будущего – это школа выбора. В прошлом году мы
взяли, видимо, непосильную ношу, оставили в
расписании русский язык и математику, а
остальные предметы предложили выбирать, открыв
при этом еще и студии. Не выдержали учителя,
согласившись по всем правилам на эксперимент.
Нагрузка оказалась неподъемной, завуч не
справилась с расписанием. Не хватало кабинетов,
многие оказались не готовы к тому, что к ним
постоянно приходили другие дети, хотя до
эксперимента все эти вопросы обговаривались,
ситуации просчитывались.
В этом году мы подготовились тщательнее, стало
больше учителей, разделяющих мои замыслы. Хорошо
прошло совместное собрание детей, учителей,
родителей двух шестых классов. Ход собрания мы
записали на видео, это будут первые странички
нашего фильма о школе-парке, школе
сотрудничества. Свой педагогический поиск мы
продолжаем. Как к этому относятся? Дети – с
воодушевлением и радостью, потому что все новое
им всегда нравится, учителя – теперь с
пониманием и с желанием участвовать, а не просто
наблюдать. Родители – немного настороженно, но
поддерживают, интересуются. Однако перед всем
этим была проведена большая подготовительная
работа: разъяснение, ответы на вопросы,
убеждение, собственная моя заинтересованность,
первые перспективы и предполагаемые плюсы: а что
из этого будет? И наконец, когда я слышала: “Да
они просто экспериментируют над детьми!” –
отвечала: “Не над детьми, а вместе с детьми”. Нам
это нравится, нам интересно. Результат один: в
глазах детей не скука и печаль, а вдумчивое и
воодушевленное: “А мы сегодня...” Мне нравятся
вопросы детей, а их появляется очень много, они
разные, не запланированные кем-то. Говорят, что
жить стало веселее, интереснее.
Я попробую описывать наши встречи и объединять
людей, мечтающих меняться самим и менять жизнь
учеников.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|