Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ

Учитель, которому больше всех нужно. Какой он, что его тревожит, о чем он думает, на что надеется? Мы пытались разобраться в этих проблемах в рубрике “Институт учительского мнения” вместе с нашими читателями и их учениками. Обсуждению этой темы и были посвящены вопросы, которые мы сегодня вам напомним.
1. Как вам кажется, можно ли работать эффективно, используя обычные методики введения–закрепления–контроля? В чем, на ваш взгляд, их плюсы и минусы?
2. Меняли ли вы коренным образом свои методы работы в классе? Если да, то почему? С какими трудностями вы столкнулись?
3. Как вы думаете, какие качества мешают учителю вводить и использовать новые образовательные технологии?
4. Есть ли рядом с вами люди, начинающие свой педагогический поиск? Как к ним относятся в школе – дети, учителя, родители?
5. Как вам кажется, в каких случаях справедлива фраза: “Нельзя экспериментировать над детьми”? Нередко учитель, который пытается работать
по-новому, слышит ее. Если границы нововведений в школе существуют, то каковы они, на ваш взгляд?
Но вопрос всегда ограничивает рамки размышлений, возможно, поэтому наши коллеги предпочли выразить свое мнение не только в виде последовательных ответов, а анализируя сегодняшнюю работу, вспоминая прошлое, порой споря с собой.

Рядом со мной нет новаторов.
Я, как Чацкий, в одиночестве...

Не могу присутствовать на отрепетированных уроках, где дети, словно оловянные солдатики, демонстрируют свои знания. На их лицах страх, зажатость. Я за вдохновение, за страсть, за интерес как движущую силу успеха. Нас таких любят, обожают дети. А значит, и их родители. Ведь дети растут увлеченными, целеустремленными, уверенными, жизнерадостными. Они не страдают, а наслаждаются жизнью.
Занимаясь экспериментами, убедилась, что все дети способны преодолевать любые трудности, надо только подходящую опору сделать. Детей нельзя сортировать. В обычном классе можно обучать всех детей. Только вот при аттестации наши чиновники, руководители этого не учитывают. Вообще пора перейти на контрактную форму: родители, отдавая ребенка в школу, формулируют свой заказ с учетом состояния здоровья ребенка, его возможностей. Учитель обязан обеспечить выполнение требований семьи.
Трудности мои – в несвободе, в тех “цепях”, которые формалисты-чиновники надевают на ноги и руки. Мешает работать по-новому армада контролеров, которые, как правило, ничего не хотят менять. Все новое их страшит. Оценка моей работы – по количеству отметок, по скорости чтения слов в минуту и так далее. Смешно, что учителя аттестуют те, кто ни монтессори-педагогики, ни сотрудничества не знает. Нами руководят ретрограды. Но время работает не на них. Родители – вот кто самый строгий судья. Мешает недостаточное финансирование. Посудите: начинающий учитель получает 680 рублей. Может ли он приобрести книги, выписать газеты, а о компьютерном обеспечении и речи нет. А для ребенка, только пришедшего в школу, необходимы и стимулы. На бумагу, краску, спортивные тренажеры, учебные принадлежности, библиотечку и т.д. надо очень много средств.

Валентина ОСАДЧАЯ,
Алтайский край

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru