ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО
МНЕНИЯ
Учитель, которому больше всех нужно.
Какой он, что его тревожит, о чем он думает, на что
надеется? Мы пытались разобраться в этих
проблемах в рубрике “Институт учительского
мнения” вместе с нашими читателями и их
учениками. Обсуждению этой темы и были посвящены
вопросы, которые мы сегодня вам напомним.
1. Как вам кажется, можно ли работать эффективно,
используя обычные методики
введения–закрепления–контроля? В чем, на ваш
взгляд, их плюсы и минусы?
2. Меняли ли вы коренным образом свои методы
работы в классе? Если да, то почему? С какими
трудностями вы столкнулись?
3. Как вы думаете, какие качества мешают учителю
вводить и использовать новые образовательные
технологии?
4. Есть ли рядом с вами люди, начинающие свой
педагогический поиск? Как к ним относятся в школе
– дети, учителя, родители?
5. Как вам кажется, в каких случаях справедлива
фраза: “Нельзя экспериментировать над детьми”?
Нередко учитель, который пытается работать
по-новому, слышит ее. Если границы нововведений в
школе существуют, то каковы они, на ваш взгляд?
Но вопрос всегда ограничивает рамки размышлений,
возможно, поэтому наши коллеги предпочли
выразить свое мнение не только в виде
последовательных ответов, а анализируя
сегодняшнюю работу, вспоминая прошлое, порой
споря с собой.
Увы, выбор в пользу новшества часто
означает вступление в настоящую войну
Для того чтобы провести добротный урок
по пресловутой схеме «проверка домашнего
задания – объяснение – закрепление», нужно
немало знать и уметь. Правда, эффективность такой
работы невысока. Но, с другой стороны, нередко и
яркие, интересные, на мой взгляд, уроки дают
наихудший результат. А спокойная, кропотливая
работа приводит к совсем неплохим итогам.
Уверенности в успехе почти никогда не бывает. В
одном классе опорный конспект может помочь
великолепно усвоить сложную тему, а в другом дети
не в состоянии даже уяснить его основные
элементы. В третий же – идешь как сквозь вату... Не
хотят ни читать, ни слушать, ни говорить. С годами
становится все яснее, что значительная часть
учеников в принципе не усваивают материал.
Поэтому методы меняешь ежедневно и даже
ежеурочно (ведь их очень много).
Хотя нет времени, сил, подводит и здоровье...
Кстати, если взять больничный в
экспериментальном классе, никто не согласится
подменить отсутствующего учителя. Поэтому
многие выбирают золотую середину: работая в
рамках традиций, включают в урок что-то
необычное, используют элементы новых
образовательных технологий.
Надо ли после всего сказанного объяснять, что
настоящих новаторов как массового явления в
нашей школе нет. Есть лишь люди, которым не по
душе рутина, серость, скука. Их поиск чаще
встречает сопротивление, а не поддержку,
неприятие, а не понимание.
Между тем работать по-новому хотели бы многие,
ведь это действительно интересно, увлекательно
и, наверное, более эффективно, хотя и опасно.
Опасности подстерегают такого учителя повсюду.
Во-первых, вряд ли его эксперименты обрадуют
администрацию. Ведь педагога-новатора непонятно
как и контролировать-то. Во-вторых, его ожидает
ирония, явное неодобрение со стороны коллег,
которые его поиски воспримут как упрек в свой
адрес или желание выделиться. В-третьих, среди
родителей будет совсем мало единомышленников,
зато многие поспешат забрать своих чад из
экспериментального класса (бог знает, к чему эти
новации приведут). Будут ли довольны дети – тоже
вопрос. Написали же ученики М.Б., что «не согласны
с ее методами работы». Хотя самый авангардный
урок не более вреден, чем ежедневная тоскливая
жвачка в привычной атмосфере равнодушия и скуки.
Вновь встает вопрос «как?» – как не вы, уважаемый
коллега, а я, обыкновенный средний учитель, в
условиях своей конкретной школы обязанный
выполнять общеизвестные требования и
«соответствовать занимаемой должности», как я
могу пуститься в рискованное плавание и
применить вашу технологию, чтобы итоги работы
удовлетворили всех – и детей, и родителей, и
администрацию, и меня? Увы, выбор в пользу
новшества часто означает вступление в настоящую
войну, а на войне ведь и убить могут...
Галина ГОЛУБЕВА,
Воронежская область
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|