ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО
МНЕНИЯ
Учитель, которому больше всех нужно.
Какой он, что его тревожит, о чем он думает, на что
надеется? Мы пытались разобраться в этих
проблемах в рубрике “Институт учительского
мнения” вместе с нашими читателями и их
учениками. Обсуждению этой темы и были посвящены
вопросы, которые мы сегодня вам напомним.
1. Как вам кажется, можно ли работать эффективно,
используя обычные методики
введения–закрепления–контроля? В чем, на ваш
взгляд, их плюсы и минусы?
2. Меняли ли вы коренным образом свои методы
работы в классе? Если да, то почему? С какими
трудностями вы столкнулись?
3. Как вы думаете, какие качества мешают учителю
вводить и использовать новые образовательные
технологии?
4. Есть ли рядом с вами люди, начинающие свой
педагогический поиск? Как к ним относятся в школе
– дети, учителя, родители?
5. Как вам кажется, в каких случаях справедлива
фраза: “Нельзя экспериментировать над детьми”?
Нередко учитель, который пытается работать
по-новому, слышит ее. Если границы нововведений в
школе существуют, то каковы они, на ваш взгляд?
Но вопрос всегда ограничивает рамки размышлений,
возможно, поэтому наши коллеги предпочли
выразить свое мнение не только в виде
последовательных ответов, а анализируя
сегодняшнюю работу, вспоминая прошлое, порой
споря с собой.
Нужно просто верить в себя, в идею, в
детей.
Тогда обязательно все получится
Ваши материалы насчет судьбы
эксперимента в школе заставляют меня вспомнить о
том, что любой человек, пытающийся что-то
изменить в любой области знаний, обречен
существующей системой ценностей на непонимание,
борьбу, одиночество. От него снова и снова будут
пытаться избавиться. Но почему люди это делают? Я
уверен, что у гонителей столь неуживчивых (со
сложившейся системой) работников есть своя
правда. Ведь, с точки зрения всех остальных, чаще
всего никакой новой теории у него нет, есть лишь
недовольство тем, что уже существует,
своеобразная строптивость. А на строптивых, как
известно, воду возят. Хотя чаще всего в
строптивые новаторы попадает тот, кто просто
честно делает свое дело.
Видимо, для тех, кто сегодня начинает свой поиск,
важно понять, что трудности – это нормально, что
нужно просто верить в себя, в идею, в детей, тогда
обязательно все получится. Надеюсь, мой текст
будет достаточно оптимистичен, потому что мы (с
моей семьей) до сих пор верим в то, что самое
лучшее место в мире там, где мы есть. Пессимисты
считают иначе.
Все началось в 1949 году на Дальнем Востоке. В
таежном поселке нам с учениками удалось отыскать
действенные процедуры обучения английскому
языку на основе обильного чтения адаптированных
книжек (учебников тогда в эти места не завозили) и
либеральной системы оценок. Это оказалось вполне
терпимым для администрации, и мне поручили
организовать школу рабочей молодежи. Но когда
тот же либеральный поиск позволил нам построить
школу, которая оказалась лучшей по успеваемости
в СССР (97%), от меня поспешили избавиться. Дело в
том, что в три процента неуспевающих попали
военные высшего командного состава, которым
просто нужно было для дальнейшего карьерного
роста получить аттестаты о среднем образовании.
Я же предложил им выбрать класс, соответствующий
их уровню. Такого унижения они стерпеть не
смогли, и их жалобы быстро привели к тому, что мне
предложили уйти с занимаемой должности по
собственному желанию. Других мер ко мне не могли
применить, так как, с одной стороны, я тоже был
ветераном войны, с другой – никогда не был членом
коммунистической партии.
Новое место работы я нашел в Горьковской области,
переместившись туда с Дальнего Востока. Как
преподаватель английского языка, я нашел место в
металлургическом техникуме. Методика обильного
чтения позволила обеспечить вполне
“программные” требования: к третьему курсу
студенты свободно читали статьи в американских
журналах по своей специальности и использовали
их в курсовых работах. Начальство снова было
недовольно: мол, у нас техникум металлургический,
а не языковой. Когда я на этой основе написал и
издал учебник для техникумов, от меня
постарались избавиться, просто отменив обучение
английскому языку в техникуме, – мол, в городских
школах обучали только немецкому и французскому
языку. Мне ничего не оставалось, как поступить в
аспирантуру в Москве и защитить диссертацию,
после чего я получил кафедру в пединституте на
Украине. Тот же либеральный поиск на факультете
иностранных языков позволил организовать такое
интенсивное общение студентов в парах, что
уровень знаний языка у них намного превысил
программные требования. Такой успех либеральной
методики не устраивал тех, кто постоянно
оправдывал собственные неудачи “перегрузкой”
программ. Проверки устраивали с педантичной
регулярностью и выдумкой. Меня и моих студентов
так ими измучили, что я стал искать новое место и
довольно быстро прошел по конкурсу в
подмосковный пединститут.
Однако там произошло то же самое, когда наш поиск
привел к идее “учебной вертикали”. Ее нам
удалось развить на основе старого, двухвековой
давности, опыта школ Белл-Ланкастера, где старшие
ученики обучали младших. Нам удалось показать,
что в таких учебных вертикалях старшие ученики
эффективно учатся сами именно потому, что
используют свои еще слабые книжные знания по их
прямому назначению – объясняя младшим то, что
тем бывает трудно понять. Наши учебные вертикали
дали такой замечательный эффект, что
утвержденный министерством и рассчитанный на
десять лет эксперимент было приказано
прекратить на второй год. Видимо, у начальства
была своя правда: если признать этот успех, то
нужно будет где-то что-то изменять в сложившейся
системе. Гораздо проще было меня уволить...
После этого мне пришлось работать
преподавателем курсов английского языка в
Москве, заниматься репетиторством. Но, право
слово, работать всегда было интересно: ведь я
никогда не переставал искать истину и не тратил
силы на борьбу с властями. В результате стал
сотрудником Московского государственного
университета им. Ломоносова, о чем, естественно,
совершенно не жалею. У меня появились соратники,
все больше людей разделяют мои ценности,
принимают идеи. Им тоже придется столкнуться с
трудностями, и именно к ним я сегодня обращаюсь:
не сдавайтесь, делайте свое дело, и тогда все у
нас получится.
Милослав БАЛАБАН,
автор концепции
Школа-парк
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|