ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО
МНЕНИЯ
Учитель, которому больше всех нужно.
Какой он, что его тревожит, о чем он думает, на что
надеется? Мы пытались разобраться в этих
проблемах в рубрике “Институт учительского
мнения” вместе с нашими читателями и их
учениками. Обсуждению этой темы и были посвящены
вопросы, которые мы сегодня вам напомним.
1. Как вам кажется, можно ли работать эффективно,
используя обычные методики
введения–закрепления–контроля? В чем, на ваш
взгляд, их плюсы и минусы?
2. Меняли ли вы коренным образом свои методы
работы в классе? Если да, то почему? С какими
трудностями вы столкнулись?
3. Как вы думаете, какие качества мешают учителю
вводить и использовать новые образовательные
технологии?
4. Есть ли рядом с вами люди, начинающие свой
педагогический поиск? Как к ним относятся в школе
– дети, учителя, родители?
5. Как вам кажется, в каких случаях справедлива
фраза: “Нельзя экспериментировать над детьми”?
Нередко учитель, который пытается работать
по-новому, слышит ее. Если границы нововведений в
школе существуют, то каковы они, на ваш взгляд?
Но вопрос всегда ограничивает рамки размышлений,
возможно, поэтому наши коллеги предпочли
выразить свое мнение не только в виде
последовательных ответов, а анализируя
сегодняшнюю работу, вспоминая прошлое, порой
споря с собой.
Человек действия –
это в моих глазах высшая оценка
О необычных учителях, учивших меня, и о
том, что они изменили в моей жизни
Знакомство с учителями, которые
стремятся что-то изменить в уже сложившейся и
действующей системе, очень полезно. При общении с
ними понимаешь, что необязательно принимать
существующие в мире правила игры как данные и
играть по этим правилам, а можно самой эти
правила устанавливать. Мне хотелось бы написать
несколько слов о необычных учителях, учивших
меня, о том, что они изменили в моей жизни.
Первый необычный учитель мне встретился в 7
классе – учитель истории. Я не думаю, что он хотел
что-то изменить в системе образования, но он
(возможно, потому, что был молодой и наивный)
смотрел на нас, учеников 7 класса, как на равных, и
разговаривал с нами соответственно. Кроме того,
он действительно хорошо знал историю и очень
интересно преподносил материал. Благодаря ему я
открыла мир фантастической литературы (Шекли,
Хайнлайн, Толкиен и многие, многие другие), у него
был отменный вкус и великолепная библиотека, а
если прибавить к этому талант рассказчика,
получается, что книги, им рекомендованные, не
прочитать было просто невозможно. Сейчас мне
кажется, что я была в него влюблена – ловила
каждое слово. Интересно, что не у всех моих
одноклассников он вызывал положительные эмоции.
Кто-то считал его придурком, кто-то просто
ненавидел. С другой стороны, никто не был к нему
равнодушен. Я думаю, что это нормально:
неординарные учителя, как правило, вызывают бурю
эмоций.
Потом мы переехали, и в новой школе я встретила
второго такого учителя. Сначала было, пожалуй,
некоторое удивление тем фактом, что в обычной
подмосковной школе не надо вставать,
разговаривая с учителем, да еще и парты стояли
как попало: где хочешь, там и сиди (я к этому
привыкла в 6 классе, когда жила с родителями в
Пакистане, но в обычной алма-атинской школе меня
в первый же день за такие фокусы обозвали
нахалкой и “публично выпороли”).
Этот учитель произвел на меня более сложное
впечатление, чем первый, возможно, потому, что я
была уже несколько взрослее. Эта женщина, которая
учила меня биологии в поселковой подмосковной
школе, пыталась изменить сложившуюся
образовательную систему, у меня она
ассоциируется с человеком действия, а это –
высшая в моих глазах оценка. Однако я ни в коем
случае ее не идеализирую. Мне кажется (надеюсь,
что она не обидится), что она относится к
категории людей, про которых говорят: “Не буди
лихо, пока спит тихо”, во всяком случае я бы не
рискнула лишний раз испытывать ее терпение.
По-моему, люди, которые хотят и могут менять
что-то в уже сложившейся системе, как правило,
сильные, с сильным характером, а чужая сила очень
часто отпугивает людей, особенно детей. Я не хочу
сказать, что ее все боялись, это не так. Однако
непонятному свойственно вызывать страх у людей
(буквально на уровне инстинкта). С другой стороны,
необычное и непонятное притягивает, так что, я
думаю, именно благодаря таким учителям у ребенка
происходит борьба между желанием оставить все
как есть (прочитаю сегодня до галочки – завтра
получу пятерку) и желанием познавать и таким
образом брать на себя определенные
обязательства.
С некоторого момента я начала делить людей (по
отношению к той или иной проблеме) на несколько
категорий – довольные: их все устраивает в жизни,
и они ничего не хотят менять (пожалуй, это самая
счастливая категория, хотя, как говорит одна
известная в России рок-звезда: “Перманентно
счастливы могут быть только дураки”);
пассивно-недовольные – те, кому что-то не
нравится, но они не делают ничего, чтобы что-то
изменить; и активно-недовольные, то есть люди
действия.
Как правило, на себя я примериваю эту
классификацию в том случае, когда мне что-то не
нравится и для разрешения вопроса нужно
предпринимать какие-либо усилия, которые
предпринимать не хочется. Учитывая, что вторая
группа вызывает во мне сильнейшую антипатию,
мысль о том, что по отношению к какой-либо
проблеме я как раз и подпадаю под эту категорию,
вызывает во мне раздражение и является
своеобразной предпосылкой к активным действиям,
направленным на разрешение неприятного вопроса
или ситуации.
Возможность выбирать – это свобода. Еще мне
хотелось бы, чтобы вы знали, что наличие свободы
– это не похвала. Я еще сама не решила, хорошо это
или нет – свобода.
Может, это по-детски, но за последние несколько
лет у меня сложилось следующее мнение: свобода –
это одиночество, а одиночества я боюсь. На мой
взгляд, в каждый момент времени у меня есть
определенные обязательства перед некоторыми
людьми, например, потому, что я их люблю, или
потому, что их любят те, кого я люблю, или просто
потому, что... Именно эти обязательства делают
меня несвободной, но избавиться от них – значит
оказаться в полном одиночестве.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|